Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чистописание" для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Чистописание»
(1 класс)

Составитель:
Масленникова Екатерина Дмитриевна,
учитель начальных классов
Первая квалификационная категория

г.Ирбит, 2024

Содержание
1. Пояснительная записка… ................................................................................. 3
2. Основное содержание курса............................................................................. 7
3. Календарно-тематическое планирование ...................................................... 9
4. Материально-техническое обеспечение ....................................................... 15
5. Планируемые результаты изучения курса.................................................... 15
6. Источники ........................................................................................................ 17

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по каллиграфии для 1 класса разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
программы О.В. Лысенко «Каллиграфия». Программа реализуется в форме
внеурочной деятельности курс «Чистописание». Срок реализации программы
1 год.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком.
Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше
убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический
почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и
продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих
классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления
ребёнка в школу. Систематическое использование методов и приёмов
обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию
общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на
протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других
школьных дисциплин.
Формирование письма в начальной школе имеет большое
общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной
небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания
читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически
правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в
выполнении любого задания.
Работа по чистописанию направлена на формирование двигательного
навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков
письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для
пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скоростными
движениями всех звеньев руки.
Организация
работы
по
чистописанию
направлена
на
совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма,
беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов букв.
Цель занятий по чистописанию - формирование графически
правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих
перед учителем с первых занятий обучению письму:
- научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать
навыки письма через различные методы и приемы;
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для
занятия чистописанием и приемами работы с ними;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

3

- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных
движений пальцев;
- развивать глазомер;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность,
самодисциплину.
Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе
задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных
учеников.
Формирование навыка письма основывается на определенных
принципах обучения.
Принцип наглядности, особенно важен в обучении чистописанию. Он
обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в
тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно
учить чистописанию, давая только устные знания, так как путь подражания
почерка учителя и копирование образцов хорошего письма - один из
основных путей формирования четкого почерка. Очень важно, чтобы
обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся
должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она
соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как
получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать
ручку, сидеть при письме и др. Сознательному усвоению графических
навыков письма способствует также умение детей замечать свои и чужие
недочеты.
Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков
письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и
совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение
должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам
письма
обязательно
проводится
с
учетом
особенностей
детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата
движений кисти и нервно-мышечного управления движениями со стороны
центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка
учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости
их выполнения.
Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и
способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает
принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к
сложному,
который
происходит
в
процессе
работы
над формами букв на уроках русского языка.
Непосредственно организация работы над формами букв называется
генетическим принципом. Обучая детей чистописанию, учитель должен
опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо
знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать
отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет

4

учителю
правильно
организовывать
работу,
подбирать
индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
занятий курса внеурочной деятельности «Чистописание» предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между педагогическим
работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации,
активизации познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в занятие игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных
обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Режим занятий
Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся (6,6-8 лет) и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю: 1 класс — 33 часа в год.
Важными ценностными ориентирами содержания данной программы
являются:
- эмоциональное развитие души;
- раскрытие творческих способностей;
- пространственное видение окружающего мира;
- воспитание воли, терпения, прилежания, аккуратности, ответственности за
результат;
- стимуляция речи и мышления;
- приобщение к изобразительному творчеству;
- защита и профилактика от компьютерной зависимости;
- коррекция почерка.
5

Виды практической деятельности и последовательность практических
работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на
основе постепенного увеличения степени сложности знаков и с учетом
возможности проявления учащимися творческой инициативы и
самостоятельности.
Методы и формы оценки результатов освоения программы
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- конкурсы;
- выставки.
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего
«знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.

6

2. Основное содержание курса
1 класс
Развитие мелкой моторики (2ч.)
Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой
моторики).
Знакомство с высотой больших и малых элементов, их письмо в
строчке на одинаковом расстоянии.
Упражнения для работы над высотой букв (4 ч.)
Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий,
штриховки и раскрашивания
По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)
Юный строитель (вертикальная штриховка)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)
Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч.)
С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование
спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)
Сказочный город (все виды штриховок и обводок)
Делай как я (повторение заданных фигур, узора)
Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с
закруглениями внизу и вверху)
В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная
палочка с петелькой)
Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)
Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч.)
В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С,
О, Э)
Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й,
Ш, Ц, Щ)
Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики
элементов букв Г, Р, П, Т)
А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М,
Я)
Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)
Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв
(Д, Ю, Ф, В, Б)
Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)
Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)
Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью
элементов букв (8 ч.)
Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики
элементов букв Н, К)
7

Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв
Ы, Ь, Ъ)
Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)
Соотнесение звуков и букв.
Весёлая азбука
Алфавит.
Упражнение в письме под диктовку.
Списывание с печатного текста.
Письмо под диктовку.
Практические и творческие работы (3 ч.)
Списывание с печатного текста.
Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)

8

3. Тематическое планирование
1 класс
№

Тема и основное
содержание занятия

Ко
лво
час
ов

Характеристика деятельности учащихся

1

Диагностика определения
уровня развития ручной
умелости
(мелкой
моторики)

1

Рассматривать рисунки и выбирать те, которые
подходят для каждого ученика (леворукого,
праворукого) с точки зрения посадки и положения
ручки в руке; определять направление ручки при
письме (вверх, чуть выше плеча). Создавать и
поддерживать порядок на своём рабочем месте.
Анализировать
штриховку,
сравнивать
направления штриховки. Штриховать рисунки и
геометрические
фигуры,
выбирать
соответствующее направление штрихов. Выражать
своё отношение к выполненной работе.

2

Знакомство с высотой
больших
и
малых
элементов, их письмо в
строчке на одинаковом
расстоянии.

1

Соблюдать правила посадки, контролировать
положение ручки в руке, ориентироваться в
разлиновке тетради, планировать движение руки
при письме и сознательно выполнять их,
контролировать написание
элементов
и
оценивать результат.

3

Развитие мелкой моторики
руки путём обведения
овальных
линий,
штриховки
и
раскрашивания

1

Штриховать рисунки, выбирая соответствующее
направление штрихов, раскрашивать предметы в
разном направлении, не выходя за контур.

4

По грибы по ягоды
(обведение рисунков по
контуру)

1

Проверять умение писать изученные элементы,
осознавать задачу урока. Анализировать записи и
находить в них новый элемент. Оценивать свою
работу.

5

Юный
строитель
(вертикальная штриховка)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать
положение ручки в руке, ориентироваться в
разлиновке тетради, планировать движение руки
при письме и сознательно выполнять их,
контролировать написание элементов и оценивать
результат.
Штриховать рисунки, выбирая соответствующее
направление штрихов, раскрашивать предметы в
разном направлении, не выходя за контур.

6

Забавные
мордашки
(рисование
с
использованием элементов
букв)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать
положение ручки в руке, ориентироваться в
разлиновке тетради, планировать движение руки
при письме и сознательно выполнять их,
контролировать написание элементов и оценивать
результат. Раскрашивать предметы в разном
направлении, не выходя за контур. Выражать своё

9

Планиру
емая
дата
проведен
ия

Фактиче
ская дата
проведен
ия

отношение к выполненной работе.
7

С
Аладдином
за
волшебной
лампой
(лабиринт,
безотрывное
рисование спирали по
контуру, уменьшающиеся
и
увеличивающиеся
фигуры)

1

Проверять умение писать изученные элементы,
осознавать задачу урока. Анализировать записи и
находить в них новый элемент. Оценивать свою
работу.

8

Сказочный город
(все
виды
штриховок
и
обводок)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать
положение ручки в руке, ориентироваться в
разлиновке тетради, планировать движение руки
при письме и сознательно выполнять их,
контролировать написание элементов и оценивать
результат.
Штриховать
рисунки,
выбирая
соответствующее
направление
штрихов,
раскрашивать предметы в разном направлении, не
выходя за контур. Раскрашивать предметы в
разном направлении, не выходя за контур.

9

Делай как я (повторение
заданных фигур, узора)

1

Соблюдать правила посадки, контролировать
положение ручки в руке, ориентироваться в
разлиновке тетради, планировать движение руки
при письме и сознательно выполнять их,
контролировать написание элементов и оценивать
результат.
Штриховать рисунки, выбирая соответствующее
направление штрихов, раскрашивать предметы в
разном направлении, не выходя за контур.
Выражать своё отношение к выполненной работе.

10

Узоры
на
стекле
(знакомство с элементами:
наклонные
линии
с
закруглениями внизу и
вверху)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать
их. Выявлять начало письма элемента и
последовательность движения руки при их записи,
сравнивать написанные элементы с образцом и
оценивать их начертание. Использовать разные
способы соединения. Оценивать выполнение
работы

11

В гостях у Винни-Пуха и
Пятачка (знакомство с
элементом - наклонная
палочка с петелькой)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать
их. Выявлять начало письма элемента и
последовательность движения руки при их записи,
сравнивать написанные элементы с образцом и
оценивать их начертание. Использовать разные
способы соединения. Оценивать выполнение
работы

12

Зимние
забавы
(знакомство с элементами:
овал и полуовал)

1

Анализировать элементы, проверять умение писать
их. Выявлять начало письма элемента и
последовательность движения руки при их записи,
сравнивать написанные элементы с образцом и
оценивать их начертание. Использовать разные
способы соединения. Оценивать выполнение
работы

13

Умелые
ручки
элементов

1

Анализировать элементы. Использовать разные
способы
соединения
изучаемой
буквы
с
элементами и другими буквами, осознанно

(лепка
букв,

10

складывание букв)

подбирать элементы и изученные буквы для
указанных соединений. Выражать своё отношение
к выполненной работе.

14

В гостях у Айболита
(сравнительные
характеристики элементов
букв С, О, Э)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений.

15

Ледяной
город
(сравнительные
характеристики элементов
букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

16

Незнайка в Солнечном
городе
(сравнительные
характеристики элементов
букв Г, Р, П, Т)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

17

А
что
у
Вас?
(сравнительные
характеристики элементов
букв А, Л, М, Я)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

11

18

Храбрый
заяц
(сравнительные
характеристики элементов
букв З, Е, Ё)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

19

Волшебный
клубочек
(сравнительные
характеристики элементов
букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

20

Веселый
жук
(сравнительные
характеристики элементов
букв Х, Ж)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

21

Мы
ученики
(сравнительные
характеристики элементов
букв У, Ч)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

22

Точка,
точка,
запятая
(работа по клеточкам)

1

Контролировать и оценивать каллиграфическую
сторону письма.

12

23

Путешествие
в
город
мастеров (сравнительные
характеристики элементов
букв Н, К)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Оценивать выполнение работы

24

Эти
странные
буквы
(сравнительные
характеристики элементов
букв Ы, Ь, Ъ)

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученной буквы,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Писать слова и
предложения под диктовку с опорой на схему.
Списывать напечатанные предложения, действуя
по памятке. Контролировать и оценивать
каллиграфическую сторону письма.

25

Забавные
мордашки
(рисование
с
использованием элементов
букв) Соотнесение звуков
и букв.

1

Тренироваться в каллиграфическом письме и
выполнении действий при списывании и письме
под диктовку. Оценивать выполнение работы с
точки зрения каллиграфии и правильности письма.

26

Весёлая азбука

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученных букв,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений.

27

Весёлая азбука

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученных букв,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Сравнивать написанные
буквы с образцом и оценивать их начертание.
Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений.

13

28

Алфавит.

1

Выявлять
начало
письма
букв
и
последовательность движения руки при их записи.
Упражняться в написании изученных букв,
комментировать последовательность движения
руки при письме буквы. Тренироваться в
каллиграфическом письме и выполнении действий
при списывании и письме под диктовку слов,
определять их алфавитный порядок.

29

Упражнение в письме под
диктовку.

1

Писать под диктовку, регулируя свои действия в
соответствии
с
принятой
технологией.
Контролировать и оценивать каллиграфическую
сторону письма.

30

Списывание с печатного
текста.

1

Списывать с печатного текста, регулируя свои
действия в соответствии с принятой технологией.
Контролировать и оценивать каллиграфическую
сторону письма.

31

Письмо под диктовку.

1

Писать под диктовку, регулируя свои действия в
соответствии
с
принятой
технологией.
Контролировать и оценивать каллиграфическую
сторону письма.

32

Списывание с печатного
текста.

1

Списывать с печатного текста, регулируя свои
действия в соответствии с принятой технологией.
Контролировать и оценивать каллиграфическую
сторону письма.

33

Ай, да мы, молодцы!
(итоговое занятие)

1

Использовать
разные
способы
соединения
изучаемой буквы с элементами и другими буквами,
осознанно подбирать элементы и изученные буквы
для указанных соединений. Оценивать выполнение
работы с точки зрения каллиграфии
и
правильности письма.

14

4. Материально - техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.
Трафареты с геометрическими фигурами.
Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).
Доска.
Цветные мелки для учителя.
Цветные карандаши для учащихся.

Компьютер;
Проектор.

5. Планируемые результаты
1 класс
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
•
интерес письму как к акту творчества, способу самовыражения;
•
интерес к изучению старославянского языка;
•
познавательный интерес к новым способам письма;
•
адекватное понимание причин успешности/не успешности
творческой деятельности.
•
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
•
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
•
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и
выразительность написанной буквы, орнаментальной цепочки, розетки,
стремиться к совершенствованию собственного письма;
•
любовь и уважение к Отечеству, его языку, письменности,
культуре;
•
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в
социальной жизни;
•
выраженной познавательной мотивации;
•
устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
•
планировать свои действия;
•
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать
свою деятельность;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
15

•
различать способ и результат действия.
•
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять познавательную инициативу;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся смогут:
•
допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
•
осуществлять поиск нужной информации для выполнения
каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернет;
•
высказываться в устной и письменной форме;
•
анализировать объекты, выделять главное;
•
осуществлять синтез (целое из частей);
•
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи;
•
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
•
использованию методов и приёмов каллиграфическойтворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной
жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
•
развивать образное мышление, воображение, интеллект,
фантазию, техническое мышление, творческие способности;
•
познакомиться с историей появления и развития русского письма,
книжными традициями;
16

•
расширять знания и представления о традиционных и
современных материалах для каллиграфического творчества, письма;
•
познакомиться с приёмами создания орнамента, написания
старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной
плетенки;
•
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и
сочетаниях;
•
совершенствовать навыки каллиграфической деятельности в
коллективе;
•
достичь оптимального для каждого уровня развития.

5. Источники
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14). Часть1. – М.Просвещение, 2002
2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
3. Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать
правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
5. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.
6. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия /
Методические рекомендации для учителя.
7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте:
программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация
XXI век, 2012.
8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.
Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».