Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа школьного тетра «Путешествие в сказку» разработана для
обучающихся 1 – 3 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной
школы. Автор И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник
программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией
Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
Развитие художественно-творческих способностей личности была и
остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта
проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда
наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных
самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой
личности не представляется возможным без использования такого эффективного
средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором
занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям
и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и
способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь
его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других,
развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную
школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный
процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона
учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять
через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение
театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает
воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте –
основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное
условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство
свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами;
раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на
развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников художественного вкуса и эстетического отношения к
действительности.

Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному художественному развитию в
дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть
успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о
театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской
культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художникаоформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных
произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли
режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 1 год обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66
ч. в год в 1 классе и 68 ч. во 2 – 3 классах.
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи:
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого
ребенка;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать
первичные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной
школе даются общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра,
где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на
практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и
инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство
и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение
личности.
Формы проведения занятий





игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства







мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
выступление
Разделы программы
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр театральных постановок.
5. Наш театр.
Формы контроля
Реализация программы Школьного театра «Путешествие в сказку»
предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа
этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы в форме творческого отчета: показа
инсценировок, театральных миниатюр, мини-спектаклей, проведения школьного
мероприятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью
педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого
текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
Уровень
№ п/п

1

2

Тема раздела

«Мы играем – мы мечтаем!»

Театр

Форма

Ожидаемый воспитательный результат

игра

Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта
переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям, ценностного
отношения к социальной реальности в
целом.

беседа

Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социальных
знаний, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

экскурсия

Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социальных
знаний, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

Взаимодействие ученика с учителем.
изучение основ Приобретение учеником социальных
сценического знаний, первичного понимания социальной
мастерства реальности и повседневной жизни.

3

4

5

Основы актёрского
мастерства

Просмотр спектаклей в
театрах и на видеодисках

Наш театр

актёрский
тренинг

Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта
переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям, ценностного
отношения к социальной реальности в
целом.

просмотр
спектакля

Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социальных
знаний, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

беседа

Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социальных
знаний, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

иллюстрирование

Взаимодействие ученика с учителем.
Приобретение учеником социальных
знаний, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни.

мастерская
образа

Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта
переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям, ценностного
отношения к социальной реальности в
целом.

мастерская

Взаимодействие учеников между собой на

костюма,
декораций

уровне класса. Получение опыта
переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям, ценностного
отношения к социальной реальности в
целом.

Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта
переживания и позитивного отношения к
инсценировка, базовым ценностям, ценностного
постановка отношения к социальной реальности в
спектакля целом.
Взаимодействие учеников между собой на
уровне класса. Получение опыта
переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям, ценностного
отношения к социальной реальности в
выступление целом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы играем – мы мечтаем! Игры, которые непосредственно связаны с одним из
основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к
воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт,
драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры.
Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык
жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации.
Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после
просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на
уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 часа)
Тема

№ п/п
Раздел «Мы играем – мы
мечтаем!»
1-20

Игры на развитие внимания и

Количество часов

Всего

Теория

Практика

20

–

20

20

–

20

воображения.
Раздел «Просмотр спектаклей»

16

–

18

12

–

12

4

–

4

30

–

30

30

–

30

66

–

66

Просмотр спектаклей в театрах или
видеодисках.

21-32
33-36

1. «Муха-Цокотуха».
2. «Тараканище».
3. «Айболит».
4. «Бармалей».
5. «Мойдодыр».
6. «Чудо-дерево».
Беседа после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.
Раздел «Наш театр»
Инсценированные сказок Корнея
Чуковского.

37-66

1. «Муха-Цокотуха».
2. «Тараканище».
3. «Айболит».
Отчётные спектакли.

Итого 66 Итого

2 класс (34 часа)
Тема

№ п/п

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

12

8

4

1-2

Дорога в театр.

2

4

-

3-7

В театре.

6

-

4

8-11

Как создаётся спектакль.

4

4

–

Раздел «Основы актёрского
мастерства»

10

2

8

Мимика. Пантомима.

10

2

8

Раздел «Просмотр спектаклей в
театрах или видеодисках»

10

–

10

6

–

6

4

–

4

12-21

Просмотр спектаклей в театрах или
видеодисках.

22-27
28-31

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Чиполлино и его друзья».
3. «Приключения Братца
Кролика и Братца Лиса».
Беседа после просмотра спектакля.

Иллюстрирование.

32-43

Раздел «Наш театр»

36

–

36

Работа над спектаклем по сказке
А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».

12

–

12

Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам
44-55

Дж. Родари. Отчётный спектакль.

12

–

12

56-67

Работа над спектаклем по сказкам
дядюшки Римуса. Отчётный
спектакль.

12

–

12

68

10

58

68

Резерв

Итого 68 Итого

3 класс (34 часа)
Тема

№ п/п

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

30

20

10

1-6

Театральные профессии. Бутафор.
Реквизитор. Художник-декоратор.

6

4

2

7-8

Древнегреческий театр.

2

2

–

9-10

Театр «Глобус».

2

2

–

11-12

Театр под крышей.

2

2

–

13-14

Современный театр.

2

2

–

15-16

Театральный билет.

2

–

2

17-18

Театр кукол.

2

1

–

19-22

Музыкальный театр.

4

4

–

23-26

Цирк.

4

2

2

27-28

Музыкальное сопровождение.
Звуки и шумы.

2

29-30

Зритель в зале.

2

-

2

Раздел «Просмотр спектаклей в
театрах или видеодисках»

10

–

10

6

–

6

2

Просмотр спектаклей в театрах или
видеодисках.

31-36

1. «Кот в сапогах».
2. «Золушка».
3. «Сказки Андерсена».

Беседа после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.

4

–

4

Раздел «Основы актёрского
мастерства»

8

2

6

Театральный этюд.

8

2

6

Раздел «Наш театр»

20

–

20

49-59

Работа над спектаклем по сказкам
Ш. Перро. Отчётный спектакль.

10

60-68

Работа над спектаклем по сказкам
Г.Х. Андерсена. Отчётный
спектакль.

10

–

10

68

22

46

37-40

41-48

Итого 68 Итого

10

Список литературы
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы.
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:
Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

театрального

Список рекомендованной литературы
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов
обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс.
3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение
школьников I-XI классов. М., 1990.
4.Как
развивать
речь
с
помощью
скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощьюскороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

Приложение 1
Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы
играем – мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
1. Картинки из спичек.
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек
картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности,
важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает
чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности
“строительного материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить
упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны размером столов и
чувствуют себя более раскованно.
2. Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий
пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача
водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине. Упражнение
кажется очень простым. На самом деле, оно тесно связано с самым загадочным
разделом “системы” Станиславского “Лучевосприятие и лучеизлучение”,
знаменитым “Radiation”, как называл это М. Чехов, его гениальный ученик –
оппонент.(“Комментаторы трудов Станиславского давно установили, что многие
термины, которые он применял, (в том числе, например, “лучеиспускание”),
заимствованы из книг известного французского психолога Т. Рибо. Менее охотно
комментаторы упоминают о знакомстве создателя “системы” со старинной
индийской йогой, с методами “самопознания” и “самоосвобождения”,
выработанными этой религиозно-философской школой еще во II в. до н. э. Сам
Станиславский этого не скрывал. “Индусские йоги, достигающий чудес в области
под- и сверхсознания, дают много практически советов”, — писал он. Йоги
“подходят к бессознательному через сознательные подготовительные приемы”.
Йогой навеяны слова Станиславского о “неразрывной связи физического
ощущения с душевными переживаниями”. Связь была очевидна, весь вопрос
опять же состоял в том, с чего начинать: с “физического ощущений” или с
“душевного переживания”?
Станиславский спрашивал себя: “нельзя ли подойти к возбуждению эмоций со
стороны нашей физической природы, то есть идти внешнего к внутреннему, от
тела к душе”? Данная запись относится к 1911 г., и потому можно предположить,
что в ней сказалось влияние Крэга, ибо Крэгу такой путь — “от тела к душе” —
представлялся единственно практичным. Но и в 1909 и в 1910 г. Станиславский
предпочитал еще иной, обратный путь: “от души к телу”, от подсознания — к
сознанию, от внутреннего к внешнему. Верно направленное “духовное
переживание” (“стрела”), полагал он, высвобождает “прану”, т. е. мышечную
энергию, сопутствующую как “лучеиспусканию”, так и “лучевосприятию” и
придающую чувству пластическую форму”.)[1]
Стоит дать рисующему задачу – “не захотеть”, чтобы водящий отгадал рисунок,
поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует
внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, “обманывая”, пытается

сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из
самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход
его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам,
эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не
сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине
рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и
выразить это словами.
3. Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй –
“робот”, исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие
перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для “робота”
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не
“вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне
продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо
предмет. Говоря о контроле за действиями самого “робота”, важно подчеркнуть,
что они должны строго соответствовать командам. “Робот должен доверять
командам, исполнять их в строгой очередности. Здесь тоже речь идет о
“лучеизлучении и лучевосприятию”, так как вербальный ряд, хотя и играет
важную роль в общении участников, главная ценность упражнения –
установление
внутреннего
контакта
между
участниками,
создание
индивидуального для каждой пары играющих ритма подачи команд и их
исполнения, внутренней собранности и погруженности в то, что происходит
между “роботом” и его “повелителем”. Особое внимание уделяется, повторим,
продуктивности действия, достижению его физического результата, ибо, только
выполнив задачу, участники могут гордо заявить, что “робот” сумел выполнить ту
или иную работу. Можно добавить, что для обострения игрового начала
упражнения бывает целесообразно установить временные рамки упражнения или
провести конкурс на самого быстрого “робота”.
Особую роль в развитии внимания и воображения имеет игра
4. Рисунки на заборе
Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена
класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие
должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы
“рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным
дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со
стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики
и реального сравнения художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что
очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих
способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к
способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству
других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития

гармоничной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто
незаменимо.
Упражнения, приведенные выше, так или иначе, обращены на развитие
внимания и эмоциональной сферы ребенка. Но не менее важно развитие
сообразительности, “игры ума”. Принципиально важно в приводимом курсе то,
что ребенок приобретает не просто навыки свободы поведения в этаком
американском духе “to get fun”, а подчиняет ее (свободу поведения) и свою
фантазию некоей цели, творческой задаче. Так и хочется употребить термин
Станиславского “сверхзадача”, однако не стоит лишний раз углубляться в
терминологию, ибо, как сказано в немецкой пословице, “всякое сравнение
хромает”.
Ниже будут приведены упражнения А.К. Михайловой, которые соединяют в
себе элементы общего развития с постижением самых первых шагов освоения
понятия “характер”, хотя бы в смысле постижения того, что такое –
индивидуальные отличия, особенности.
5. Клоун – раскидай
Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по
единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии
со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть:
раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание,
понятно, выполняется не на одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе
с материалами, беседам с педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего
клоуна каждому из учеников, могут быть посвящены 5-6 занятий. По окончании
изготовления куклы преподаватель предлагает каждому из детей “оживить”
своего клоуна, дает возможность нескольким клоунам вступить в диалог,
разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого начала в этом
упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент, как
тренировка мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее
управления. Важность этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная
своими руками, и наделенная чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок,
оказывается для него куда более любимой и дорогой игрушкой, чем все
радиоуправляемые трансформеры и прочие достижения игрушечной индустрии.

6. Мозаика
Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему,
заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того
рисунка, на котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной
речью лучше и легче остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе
расстановки слов они “репетируют” фразу, которую собираются позже
произнести вслух. Педагог следит за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и
были бы в той или иной степени с общей темой, задаваемой рисунком, на котором
складывается “мозаика”.
7. Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в
которой пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре,
сложности, яркости и других особенностях своего “номера”. Поощряется
изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребенок
воображает свой номер, то, что он делает “на арене”, тем ярче работает его
художественная фантазия.
Естественно, что все эти упражнения и задания - далеко не все, что
необходимо для воспитания внимания, сообразительности и творческого
воображения у младших школьников. Изложение именно этого курса приводится
здесь последовательно потому, что он наиболее полно, как кажется, соответствует
реализации методических требований, приведенных во вступительной части этой
программы. Работа над этими заданиями занимает 40-45 минут во второй части
занятия, после которой следует вторая перемена, которая длится 10-15 минут,
чуть дольше, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться, сбросить груз
психоэмоционального напряжения.
Третья часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга,
которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских
стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях.
Повторю, каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, наверняка
имеет множество своих “секретов” в этом деле, поэтому приведем те задания и
разработки, которые уже много лет успешно используются в подготовке младших
классов и прошли длительную практическую апробацию:
8. Говорим по-болтунски!
Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа
просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать
то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует
(болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно
затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный
отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу,
поняв задание и заговорив “по-болтунски”, используют довольно точные рифмы,
вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить
интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда
блестяще исполняют это упражнение.
9. Зеркало
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом,
другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы
отражение
полностью
соответствовало
воспроизводимому
движению.
Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель
может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной
“кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть
гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…
10. «Вредные советы»
Игра “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается
один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера
“Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст

быстрее. Чтение наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу
осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и
момент выбора материала (стихов, песен). Прежде, чем остановиться на какомлибо конкретном произведении того или иного автора (в данном случае Г.
Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений,
принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства,
особенности. Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию
возрастных барьеров, (в этом возрасте разница в 1-2 года очень ощутима),
воспитанию литературного вкуса.
11. «Елки-палки»
Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки,
мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какоелибо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать,
лежать на полу, подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего
места действия или предмета захватило всю группу, чтобы никто не остался
безучастным к происходящему. Педагог следит за пластическим выражением
эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от плеча”, а не “от локтя”.
12. Цирк
Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к
младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и
значимость выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности,
праздника. “Цирк” – прекрасная форма для проведения контрольного урока в
конце учебного года.
13. «Баранья голова». «Машинка».
Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также –
традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше
использовать Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно
произвольно придуманное слово, повторив предварительно все слова,
придуманные другими участниками. В случае, когда чье-либо слово забыто, надо
произнести: “баранья голова”, после чего продолжить перечисление. Побеждает
самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что игра прекрасно
развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их
произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.
14. Тепло –холодно
Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к
спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в
минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое
внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это
дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.
15. Люди – самолеты, люди – мотоциклы.
Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно
важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность
изменения отношения к объекту.
Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя
полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на

рулежную дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре
предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.).
Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В
зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в
“полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться, увидеть аэродром
посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”.
16. С миру по строчке…
Каждому ученику дается по порядку строчка из стихотворения или басни,
известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных
строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога
(группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить
интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка
была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только
физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к
очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения,
сыгранные в таком ключе, могут быть вынесены на контрольный урок.
17.С днем рождения!
День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот
почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения коголибо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением
дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое
упражнение, в центре которого должен быть новорожденный. Педагог не должен
контролировать подготовку поздравлений явным образом, и даже в случае
неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать их усилия и
поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что самостоятельная
работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем
многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то
сделать самому. Это следует приветствовать самым активным образом.
Приложение 2
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для
начальной школы И.А. Генералова)


Тренинг гласных звуков
Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы

И Э А О У Ы
И Э А О У Ы

И Э А О У Ы

И Э А О У Ы

С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение
поочерёдно на каждом звуке.



Вопрос

Ответ

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

И

Э

А

О

У

Ы?

И

Э

А

О

У

Ы.

Тренинг согласных звуков


Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б)
ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л]
– руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р]

– руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.


Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ!
ЖЖЖЖ
Ж…Ж…
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БАЦ!
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
ЖЖЖЖЖЖЖЖ
ТОП.
ЖЖЖЖ

ТОП – ТОП.
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.

Приложение 3
Скороговорки (из сборника скороговорок,http://littlehuman.ru/393/)
Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы.
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.:
Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:

театрального

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов
обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс.
3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение
школьников I-XI классов. М., 1990.
4.
Как
развивать
речь
с
помощью
скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощьюскороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

[1] Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М. 1983. С. 257-258.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».