Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Ритмика"

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………….3
2 Основное содержание курса……………………………………………….7
3.Календарно-темиатическое планирование.....................................................16
4.Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому
обеспечению образовательной деятельности ..........................................................17
5.Планируемые результаты..............................................................................17
Источники..........................................................................................................18

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования МБОУ «Школа № 5» по
внеурочной деятельности
положениями

«Ритмика» разработана в соответствии с основными

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с задержкой психического развития
(ЗПР) вариант 7.1 и требованиями адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования (АООП НОО) МБОУ «Школа №
5», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России

,

примерной

программы

для

специальных

(коррекционных)

общеобразовательных школ и классов VII вида (М.: Издательство ПАРАДИГМА,
2012.) второй вариант и авторской программы Н.А. Цыпиной «Ритмика».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ритмика» разработана для детей
с особыми возможностями здоровья , так как данные дети получают образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но
нуждающихся в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки,
использования
педагогического

методов,

приемов,

воздействия,

средств

своевременной

и

технологий

коррекционно-

реализации

возможностей

умственного развития.
Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является
обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной
сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности,
эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки
и танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа
жизни.

3

Основная

цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной

активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
В соответствии с обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ особыми
образовательными потребностями определяются задачи программы :
 развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
 развитие выразительности движений и самовыражения;
 развитие мобильности;
 коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной
сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
 развитие общей и речевой моторики;
 развитие ориентировки в пространстве;
 формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается
в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому
что типичная
незначительные

для

детей эмоциональная

двигательные

незрелость,

расстройства,

недостатки регуляции,

проявляющиеся

как

моторная

неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на
занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной
выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и
пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и
память, совершенствуется эстетический вкус, но и создаются предпосылки для
прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной
регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они
подчиняются

сложным

инструкциям,

воспроизводя

определенную

последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные
двигательные акты. Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый
уровень – ориентировки в схеме тела. У обучающихся совершенствуются

4

двигательные навыки, мышечное чувство, координация,

улучшается осанка,

повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением.
Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков,
выполняет психокоррекционную функцию. Занятия ритмикой положительно влияют
на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое
воображение.
К основным направлениям работы в ходе реализации программы «Ритмика»
относятся:
 восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки;
различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого,
медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного,
трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и
отрывистой музыки);
 упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и
перестроения (в одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги
друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в
зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по
кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты);
 ритмико-гимнастические

упражнения

(общеразвивающие

упражнения,

упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
 упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных
музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, маракас,
треугольник, тарелки и др.);
 игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);
 танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски,
несложных композиций народных, бальных и современных танцев).

5

Основными формами работы при реализации данной программы являются
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс программы внеурочной деятельности «Ритмика»» рассчитана на 4 года
обучения. На освоение данного курса в базисном учебном плане ОУ выделяется
135 ч. В 1 классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2 классе 34 часа (1 ч
в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные
недели), в 4 классе 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса «Ритмика»
Содержание программы «Ритмика» направлено на обеспечение двигательных
потребностей

детей,

ориентировки

в

на

развитие

пространстве,

на

их

моторики,

улучшение

координации

движений,

эмоционального

состояния.

Характерные для детей с ОВЗ особенности нервно – психического развития,
поведения и личностных реакций, эмоционально

–

волевая

незрелость

Специфические

средства

хорошо

поддаются

воздействия

на

коррекции
учащихся,

на

уроках

ритмики.

свойственные

ритмике,

способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению
отклонений в психическом и физическом развитии.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего
образования по являются:
 умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения ее цели;
 умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками в достижении общих целей;

6

 умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты:
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
 характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
 общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и
занятий физической культурой;
 организация

самостоятельной

деятельности

с

учетом

требований

ее

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
 планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация
отдыха в процессе ее выполнения;
 анализ

и

объективная

оценка

результатов

собственного

труда,

поиск

возможностей и способов их улучшения;
7

 видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в
движениях и передвижениях человека;
 оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
 управление

эмоциями

при

общении

со

сверстниками

и

взрослыми,

хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметные результаты:


понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;



организованно строиться (быстро, точно);



сохранять правильную дистанцию в колонне парами;



самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;



соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;



правильно

выполнять

упражнения:

«Хороводный

шаг»,

«Приставной,

пружинящий шаг, поскок».


учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



умение координировать свои усилия с усилиями других.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание учебного материала составляют упражнения для
развития двигательных качеств .
Программа по ритмике состоит из 4 разделов:
1. Упражнение на ориентировку в пространстве;
8

2. Ритмико-гимнастические упражнения;
3. Игры под музыку;
4. Танцевальные упражнения.
1 класс

1.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен,

с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время
ходьбы.
2.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях
без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку).
Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее
внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны,
вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание
рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки
вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление
левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой
руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно
каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями
(имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им
9

свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую
(маятник).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение
направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется
стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым,
комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на
конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей,
птиц,

движение

транспорта,

деятельность

человека),

в

соответствии

с

определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача
притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий
шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг
на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на
пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу,
пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

10

2 класс
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время
ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать
друг другу, перекладывать с места на место.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед
собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы
вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая
колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в
стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки,
мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен.
Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное
положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке.
Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку
осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с
одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и
правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение
с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание
левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой
руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.
Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
11

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного
положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе
вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание
кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки,
динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное
исполнение

в

свободных

плясках

знакомых

движений.

Выразительная

и

эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен.
Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с
предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных
песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная
ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег,
стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы.
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на
месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят
вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с
платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
3 класс
12

1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках,
держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления
одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего
круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСККЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы.
Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их
перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание
резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в
стороны сдвижениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением
коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на
носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через
палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и
поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону,
противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с
круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию
движений

с

предметами

(флажками,

мячами,

обручами,

скакалками).

Одновременноеотхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в
среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен).
Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того,
что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение
всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение,
давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на
мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на
13

полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Передача

в

движениях

частей

музыкального

произведения,

чередование

музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке,
сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных
движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом,
применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче
игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого
сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание
вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные,
игры с пением и речевым сопровождением.
3. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки.
Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски:
приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку,
присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой
галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
4 класс
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в
звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные,
чем в предыдущих классах.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
14

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей
рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые
движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над
головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное
составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с
предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена
движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
композиций.

Игры

с

пением,

речевым

сопровождением.

Инсценирование

музыкальных сказок, песен.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
15

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад
(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание
народных танцев.

3.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п
1
2
3
4
Итого

Наименование разделов и тем
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры по музыку
Танцевальные упражнения

Кол-во часов
6
12
7
8
33

2 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п
1
2
3
4
Итого

Наименование разделов и тем
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры по музыку
Танцевальные упражнения

Кол-во часов
6
12
7
8
33

3 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п
1
2
3
4
Итого

Наименование разделов и тем
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры по музыку
Танцевальные упражнения

Кол-во часов
7
10
7
9
33

33

4 КЛАСС - 33часа (33 уч. н./1часа)
№ п/п
1
2

Наименование разделов и тем
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения

Кол-во часов
6
10
16

3
4
Итого

Игры по музыку
Танцевальные упражнения

7
10
33

33

4.РЕКОМЕНДЦИИ ПО УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И
МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебный кабинет, хореографический зал;
- магнитофон; - компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке - детские песни из мультфильмов
(ремиксы, оригиналы и минусовки);
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты;
- детские музыкальные инструменты.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
В общей системе коррекционно-развивающей работы по программе «Ритмика»
у

обучающихся начальной школы позволяет проконтролировать наличие

позитивных
двигательных

изменений
умений

по
и

следующим
навыков,

параметрам:

развитие

совершенствование

эмоционально-волевой

и

познавательной сфер.
В области формирования двигательных умений и навыков:
– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для
выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;
– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения
в определённом ритме и темпе;
– совершенствование координационных движений (быстрота и точность
реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук,
ног, туловища и др.);
– умение выполнять простейшие построения и перестроения;
– умение ходить в шеренге и разными видами шага;
– овладение простейшими элементами танца;
17

– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать
варианты образных движений в играх;
– владеть техникой элементарной мышечной релаксации.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков:
– проявление волевых и нравственных качеств при подготовке и во время участия в
публичных выступлениях (концерты и праздники);
– умение выполнять задания взрослого и не подводить своих одноклассников,
действовать в группе слаженно и сообща;
– умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками;
– умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность
сферы и формирования высших психических функций:
–

расширение

сферы

жизненной

компетенции

за

счет

совершенствования

ориентировки в пространстве, расширение знаний о танцах и танцевальных шагах,
умении регулировать свое поведение на занятиях, концертах и праздниках;
– умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении
упражнений;
– умение контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки после
указания на них;
– умение анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное
время под руководством взрослого и самостоятельно;
– умение адекватно оценивать собственные физические и творческие возможности;
– овладение индивидуальными комплексами упражнений лечебной и корригирующей
гимнастики;
– умение оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в
соответствии со своими возможностями.

18

Источники:
1.Мустаева М.В. «Коррекционно - педагогические и социально – психологические
аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития», Москва, 2005.
2.С.Ю. Бородулинина «Коррекционная педагогика», Ростов – на – Дону, 2004.
3. Г. А. Ильина «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы
психологии», Москва, 2001.
4. «Основы специальной психологии» Ред. Е.А. Стребеловой, Москва, Академия,
2002.
5. Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский, «Анатомия, физиология и патология органов
слуха и речи. М. Владос, 2000.
6. М.М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М.
Педагогика 1997.
7. М.А. Давыдова. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.
8. Л.Г. Горькова, Н.Ф. Губанова «Праздники и развлечения», М. «Вако», 2007
9. Е.А.Медведева (редактор) «Музыкальное воспитание детей с проблемами в
развитии и коррекционная ритмика», Москва, 2002.
10. И.Каплунова, И.Новосельцева серия «Ладушки», Санкт – Петербург, 2004.
11. Примерной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных
школ и классов VII вида (М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2012.) второй вариант;

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.dance-city. narod.ru
2. www.danceon.ru
3. www. mon.gov.ru
4. www.tangodance.by
5.http://music.edu.ru/

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».