1 Содержание 1. Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Основное содержание курса………………………………………………….5 3. Календарно-тематическое планирование………………………………….16 4. Материально-техническое обеспечение ………………………...………...29 5. Планируемые результаты изучения курса……………………..…………..30 6. Источники…………………………………………………...………………..35 2 1. Пояснительная записка В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для учащихся 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей», на основе авторской программы Сазоновой М. И. «Чудеса науки и природы». Курс введен в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений МБОУ «Школа №5». Реализация данной программы естественно-научной направленности предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания образовательного центра «Точка роста». Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Курс «Я - исследователь» разработан с целью формирования интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся. Преподавание естественных наук в начальной школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. В данной программе во 2 – 4 классах, в дополнение к школьному курсу «Окружающий мир» широко используется проектная деятельность. Основными целью изучения курса «Я - исследователь» является создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности естественно-научной направленности. Программа определяет ряд задач: содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность. 3 способствовать формированию информационнокоммуникационных компетенций учащихся; формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера; создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску. Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний. Формы и режим занятий Форма обучения: - очная: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, включение в проектную деятельность; - дистанционная: модульная, электронные ресурсы сайта «Инфоурок» «Интернетурок». Место проведения: - школа, кабинеты образовательного центра «Точка роста»; - вне школы: домашняя самостоятельная работа, экскурсии. Режим занятий Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся ( 6,5-10 лет ) и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Формы и средства контроля Для контроля над освоением программного материала используются следующие формы и методы контроля: участие в выставках, конкурсах, в Фестивале проектов. Промежуточная аттестация в 1-4 классах проходит согласно календарному учебному графику апрель – май в форме – защиты мини-проектов. 4 2. Основное содержание курса Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для детей 1-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Характерной особенностью данного курса является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды. Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиямипутешествиями, олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсиями, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), интеллектуальными играми. Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.) Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе реализации данной программы, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, 5 ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира. 1 класс (33ч) Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой (9 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике. Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды; - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки; - различать три состояния воды; - наблюдать круговорот в природе; - бережно относиться к воде. Тематические разделы модуля: 1. Вода и её свойства (2 ч) 2. Вода в природе. Три состояния воды (2 ч) 3. Круговорот воды в природе. Осадки (2 ч) 4. Экологические проблемы. Охрана воды (1 ч) 5. Творческий отчет по Модулю 1 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч). Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом (9 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Этот модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать 6 полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике. Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха; - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха; - определять состав воздуха; - понимать, что такое движение воздуха; - бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле. Тематические разделы модуля: 1. Воздух и его свойства (2 ч). 2. Движение воздуха. Ветер (2 ч). 3. Метеорология и погода (2 ч). 4. Экологические проблемы. Охрана воздуха (1 ч). 5. Творческий отчет по Модулю 2 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, конструирование из бумаги «Вертушка») (2 ч). Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом (8 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности. Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов; - анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки; - применять некоторые свойства металлов на практических занятиях; - различать наличие металлов в полезных ископаемых; - работать с информацией. Тематические разделы модуля: 1. Металл и его свойства (2 ч). 2. Магнит и магнетизм (1 ч). 7 3. Полезные ископаемые. Руды (1 ч). 4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов (1 ч). 5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике (1 ч). 6. Творческий отчет по Модулю 3 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов) (2 ч). Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (7 ч). В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины. а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике. Учащиеся научатся: - определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины; - сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения; - давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ; - наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы. Тематические разделы модуля: 1. Песок и глина. Сходство и различие (1 ч) 2. Песок и глина – полезные ископаемые (1 ч) 3. Песок и глина в жизни человека (1 ч). 4. Изучаем строение песка и глины (2 ч). 5.Творческий отчет по Модулю 4 (защита коллективных и индивидуальных мини-проектов, презентация, викторина, интеллектуальная игра, проведение понравившихся опытов и экспериментов, лепка из глины, конкурс поделок) (2 ч). 2 класс (34 ч) Тренинг исследовательских способностей (14 часов) Тема 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? (1 час) Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою 8 способность исследовать окружающий мир. Исследование, его виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся по данной теме. Тема 2. Что можно исследовать? (2 часа) Объекты и основные методы исследований. Тренировочные занятие в определении проблем при проведении исследования. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Тема 3. Коллективная игра-исследование. (2 часа) Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную. Отбор материала по теме исследования. Анализ игровой ситуации. Игры «Конструирование игровой площадки», «Жилой дом», «Историческое моделирование» Тема 4. Учимся выделять главное и второстепенное. (2 часа) Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом". Схемы исследования. Наблюдение как способ выявления проблем. Экскурсия наблюдение. Тема 5. Развиваем умения видеть проблемы. (7 часов) Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать, давать определение понятиям. Самостоятельная исследовательская практика (18 часов) Тема 6. Проект «Путешествие в Загадкино» (2 часа) Народные и авторские загадки. Сочинение загадок. Изобразительные средства в загадках. Работа над проектом в соответствии с этапами. Тема 7. Проект Что такое Новый год?» (2 часа) История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Традиции вашей семьи. Работа над проектом в соответствии с этапами. Тема 8. Проект «Моя семья» (3 часа) Традиции, реликвии семьи, семейные праздники. Стихи, пословицы, высказывания о семье. Увлечения родственников. Работа над проектом в соответствии с этапами. Тема 9. Проект «Знакомые незнакомцы» (3 часа) Растения родного края. Легенды о растениях. Групповая и индивидуальная работа по темам исследований: рассматривание иллюстрации, чтение энциклопедий, проведение опытов, проведение занятий по теме исследования, обсуждение полученной информации. Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций. Работа над проектом в соответствии с этапами. Тема 10. «Любимая игрушка» (3 часа) 9 Значение игрушки в жизни ребёнка. Исследования «Старинные игрушки», «Современные игрушки». Работа над проектом в соответствии с этапами. Тема 10. Проект «Меры длины» (2 часа) Старинные меры длины: пядь, фут, локоть; истории их происхождения. Работа над проектом в соответствии с этапами. Тема 11. Проект «Города в России» (3 часа) Наша страна – Россия. Города России. Достопримечательности городов. Работа над проектом в соответствии с этапами. Заключение (2 часа) Тема 14. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. (2 часа) Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 3 класс (34 ч) Проектная деятельность и ее задачи (3ч) Что такое проект? Понятие проекта, отличие проекта от сообщения, учебного задания и т.д. Типы и виды проектов. Примеры удачных и неудачных проектов. Как выбрать тему проекта? Требования к формулировке (названию) проекта. Практическое освоение выбора темы проекта. С чего начинается работа над проектом. Этапы проектной деятельности. Знакомство с понятиями «проблема», «цель», «задача», «гипотеза», способы решения проблем. Методы исследования. Практическое освоение указанных элементов проектирования. Представление результатов работы. Проектный продукт как логическое завершение проектной работы. Методы сбора информации для осуществления проекта. Способы представления информации, виды информации в тексте и отбор требуемой информации. Виды деятельности: Просмотр фильма «Мишкина каша» и оценочное обсуждение удачности/неудачности «проекта» и причин, которые к этому привели. Обсуждение выбора и формулировки названия проекта. Практическая работа по формулированию целей, задач и гипотез проектов. Практическая «Презентация проекта» с демонстрацией примеров презентаций. Строение и свойство вещества (7 ч) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Виды деятельности: Игровая викторина на определение тел и веществ. Эксперименты по изучению свойств твердых тел, жидкостей и газов (форма, 10 объем). Эксперименты по изучению деформации, упругости, пластичности. Эксперименты по разделению смесей веществ. Изготовление из пластилина моделей атомов и молекул. Изготовление из пластилина моделей простых и сложных веществ. Эксперименты по диффузии веществ. Лабораторное занятие «Вещества растительных организмов». Физические и химические явления (2 ч) Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Виды деятельности: Эксперименты по изменению агрегатного состояния веществ. Эксперименты по изучению электрических, механических, тепловых явлений. Эксперименты по горению и нагреванию веществ и изменению объема веществ при нагревании и охлаждении. Действие индикаторов для определения химической природы веществ. Вода и воздух (7 ч) Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Виды деятельности: Эксперименты «Воздух занимает пространство», «Давление воздуха». Эксперименты, доказывающие, что воздух имеет вес. Измерение давление воздуха с помощью барометра. Решение задач. Готовим пособия «Народные приметы предсказания погоды», «пословицы и поговорки о природе». Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Эксперименты по изменению объема воды в зависимости от температуры. Эксперименты по изучению растворимости веществ при разных условиях. Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы (15 ч) Почва, ее образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Увеличительные приборы. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Раздельный сбор мусора и его дальнейшая переработка. 11 Виды деятельности: Эксперименты по изучению свойств живого. Практическая работа «Посев семян. Разные способы посева и глубины заделки». Уход за рассадой цветов и овощных культур. Практическая работа по использованию увеличительных приборов. Зарисовка микрообъектов. Практическая работа по изготовлению микропрепаратов. Зарисовывание результатов наблюдений. Микроскопия простейших. Зарисовывание результатов наблюдений. Игра «Экологические факторы». Организация сбора макулатуры и участие в этом мероприятии. Изготовление плакатов на экологическую тему, организация выставки плакатов. Лабораторное занятие «Изучение коллекции почв». Практическая работа «Изготовление гербария. Правила и рекомендации». 4 класс (34 ч) Содержание занятий для I модуля: 1.1.Введение в образовательную программу (1 ч) Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения при проведении опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности. Практическая часть. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение. 1.2.Нескучная биология (6 ч) Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и первооткрыватели в области биологии. Живые и неживые организмы. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и плесень. Микроскоп, его строение. Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и полезные растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли. Местная фауна. Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за домашним питомцем. Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (белки и их функции); опыт «Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий, микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт «Лабиринт для картошки» (свет необходим для фотосинтеза); опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни растений); опыт «Как двигается улитка?» (приспособления для передвижения); эксперименты с проращиванием семян фасоли; опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха» (отличие холоднокровных и теплокровные животных). 1.3. Занимательная химия (8 ч) Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Основные ученые и первооткрыватели. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и ее свойства. Химические реакции: соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего они нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и щелочи, что это 12 такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны. Углерод - важный элемент на Земле. Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт «Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар» (виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный раствор»; опыт «Смесь масла и воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» ( взаимодействие щелочи с кислотой); опыт «Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной кислоты и молока); опыт «Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах); опыт «Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический стакан», «Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства) Ожидаемые результаты по I модулю. Обучающиеся должны знать: -что изучает биология, как наука; - растения, их виды, условия необходимые для роста, части растений; -животные, их виды, среда обитания, условия жизни; - строение микроскопа, его основные части; - что изучает химия как наука; - основные элементы строения вещества - элементарные частицы - атом и молекула; - агрегатные состояния веществ и их превращения. Обучающиеся должны уметь: - отличать ядовитые растения от лекарственных; - пользоваться справочниками-определителями; - пользоваться микроскопом самостоятельно; - проводить самостоятельно простейшие опыты и эксперименты; - проводить опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях. Содержание занятий для II модуля: 2.1. Физика без формул (6 ч) Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна. 13 Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (направления магнитного поля, силовые линии); опыт «Всегда ли можно верить компасу?» (магнитное поле, действие металлов на компас); опыт «Обнаружение электрического поля» (наблюдаем электрическое поле); опыт «Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка); опыт «Что идет из чайника?» (газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции); опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и кинетическая энергия» и «Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты» (масса и вес движущегося тела); опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик Декарта» (давление). 2.2.Загадочная астрономия (4 ч) Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет-гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два брата-близнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета — снежный дирижабль. Метеоры — «падающие звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. Опасные астероиды. Что такое созвездие? Стороны света. Почему звёздное небо вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года. Практическая часть. Опыт «Луна и Земля» (центробежная сила); опыт «Как нарисовать элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы» (смена времен года); опыт «Звезды – соседи» (движение звезд по кругу); опыт «Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы); опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты). 2.3.Увлекательная география (7 ч) Теоретическая часть. Разделы географии (геология, минералогия, картография, метеорология). Тектонические процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Драгоценные минералы. Географическая карта. Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли. Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака. Погодные явления. Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света на спектр); опыт «Облако в бутылке» (как формируются облака); опыт «Круговорот воды в природе» (процесс постоянного перемещения воды на Земле); опыт «Как появляется радуга» (преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в океане» (влияние нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?» (отрицательная роль айсберга в 14 жизни человека); опыты с песком и глиной (свойства песка и глины); опыт «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему происходит извержение); работа с научной литературой, контурными картами, глобусом. Ожидаемые результаты по окончанию обучения по II модулю. Обучающиеся будут знать: - примеры физических приборов, физические величин и физические явлений, понимать, в чем их отличия; - от чего зависит сила тяжести; - что такое тепло и как оно передаётся; - понятие электричества и электромагнитных волн; - виды полезных ископаемых и минералов; - различные стихийные бедствия и способы действия в случае опасности; - понятие «созвездие», виды небесных светил в порядке удалённости от Земли; - стороны света; - принципы ориентирования на карте и глобусе; - понятие суток, причину смены дня и ночи; - понятие года и изменения в природе в разные времена года; - основные слои Земли, материки и океаны Земли; - основные природные явления. Обучающиеся будут уметь: - пользоваться картами и глобусом; - различать на карте элементы рельефа; - самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения; - пользоваться физическим оборудованием; -самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой; - различать основные созвездия на небе; - определять стороны света по компасу; - подготовить проект по выбранной теме, сформулировать гипотезу и задачи для её исследования; защитить свой проект перед сверстниками. Содержание занятий для III модуля: Итоговые занятия (2ч) Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год. Подготовка к отчетному выступлению «Волшебные чудеса науки» Практическая часть. Итоговая аттестация в виде защиты творческого проекта (дети пишут сами при небольшой помощи педагога на протяжении изучения II модуля программы). Отчетное показательное выступление обучающихся «Волшебные чудеса науки». 15 3. Календарно - тематическое планирование 1 класс Модуль 1. Опыты и эксперименты с водой (9 ч). № п/п 1. Тема 2. С водой и без Познакомить со свойствами воды. воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Вода не имеет Дать представление о том, что формы. вода принимает форму сосуда 3. Содержание занятия Дата План Пар – это Дать детям понятие о том, что тоже вода. пар – это тоже вода. Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. 4. «Плывущее яйцо». Дать представление о том, что такое плотность воды. 5. «Кипение» холодной воды. Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды. 6. Замораживаем Дать детям понятие о том, что воду. снег — это замерзшая вода. 7. Эксперимент со льдом. Изучить свойство льда и сравнить его с жидким состояние воды. 16 Факт Взаимодействие с родителями Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые могут провести дома вместе с детьми. Акция «Берегите воду» (конкурс плакатов в формате А3) Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. Подготовить сообщение на тему: «Эта разная вода». Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома. Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. Сообщение на тему: «Польза льда в природе и для Творческая мастерская. Творческая мастерская. 8 9 человека» Презентация работ по данному модулю. Презентация работ по данному модулю. Презентация работ по данному модулю. Модуль 2. Опыты и эксперименты с воздухом (9 ч). № п/п 1. 2. 3. 4. Тема Содержание занятия Дата план Этот Дать представления об удивительный источниках загрязнения воздух. воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Парусные Показать возможности гонки. преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании Вдох – выдох. Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Поиск Уточнить понятия детей о воздуха. том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. 5. Муха цокотуха. – Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. 6. Воздух при Сформировать у детей нагревании представление о теплом и 17 факт Взаимодействие с родителями Памятка «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. Консультация для родителей «Экспериментируем вместе с папой». Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома». Консультация для родителей «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. Совместное детсковзрослое творчество: расширяется. холодном воздухе. 7. В воде есть Дать представление о том, воздух. что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. 8. «Много ли в Узнать количество воздухе кислорода в воздухе. кислорода?» Презентация работ по данному модулю. 9. «Танцующая монета». изготовление книжекмалышек. Совместное развлечение детей и родителей на воздухе «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное Буклет на тему: «Польза кислородного коктейля». Презентация работ по данному модулю. Провести наблюдения: как можно доказать свойство воздуха – расширяться во время нагревания. Презентация работ по данному модулю. Убедиться на практике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании. Презентация работ по данному модулю. Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом (8 ч). № п/п 1. 2. Тема Содержание занятия Дата план Парящий самолет. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм». Притягивает Помогать накоплению у – не детей конкретных притягивает. представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя 18 факт Взаимодействие с родителями Создание мини лаборатории «Мир магнитов». Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. 3. Как достать скрепку из воды, не замочив рук. 4. Рисует магнит нет. или магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею. Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков. Заочно изучить свойства вольфрама. 5. «Вольфрам – король лампочек». 6. «Алюминий – Изучить свойства алюминия самый лёгкий и его применение в быту. металл». Познакомить с работой УАЗ (презентация). 7. «Куй железо Определить происхождение пока горячо». поговорки. Изучить информацию о свойствах железа и сделать выводы. «Из чего Изучить информацию и делают сделать вывод на тему: провода». «Почему провода делают из металла?». Презентация работ по данному модулю. 8. Совместное создание кукольного театра на магнитах. Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. Подготовить сообщение на тему: «Вольфрам и его применение». «Удивим родителей». Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование. Подготовить презентацию о свойствах железа. Презентация работ по данному модулю. Модуль 4. Опыты и эксперименты с песком и глиной (7 ч). № п/п 1. Тема 2. Глина, какая Закрепить знания детей о она? глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная). Песчаный конус. Содержание занятия Дата план Помочь определить, может ли песок двигаться. 19 факт Взаимодействие с родителями Беседа с детьми дома на темы: «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса 3. Песок и Уточнить представления о глина – наши свойствах песка и глины, помощники. определить отличия. 4. Ветер песок. 5. «Свойства мокрого песка». 6. «Песочные Знакомство с песочными часы». часами и их функции. «Песок и Дать детям представление глина». о влиянии высоких температур на песок и глину. Презентация работ по данному модулю. Итого 33ч. 7. и Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Познакомить со свойствами мокрого песка. 20 детей к познавательному экспериментировани ю». Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования , сделать эмблемы. Обновление картотеки условных обозначений «Свойства». Оформление папки «Мои открытия». Создание альбома «Наши открытия». 2 класс № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел/Тема занятия Содержание занятия Тренинг исследовательских способностей (14 часов) Что такое исследование? Знакомство с понятием "исследование". Кто такие Корректировка детских представлений о исследователи? том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Исследование, его виды и роль жизни человека. Высказывания учащихся по данной теме. Что можно исследовать? Объекты и основные методы исследований. Коллективная игра- Тренировочные занятие в определении проблем при проведении исследования. исследование. Знакомство с наблюдением как методом «Конструирование исследования. Изучение преимуществ и игровой площадки». недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Коллективная игра- Методика проведения коллективных игрисследование. исследований описана в тексте Коллективное занятие методических рекомендаций. Предлагается «Жилой дом». выбрать любую из описанных или собственную. Отбор Коллективная игра- разработать материала по теме исследования. Анализ исследование. игровой ситуации. Игры «Конструирование «Историческое игровой площадки», «Жилой дом», моделирование». «Историческое моделирование» Учимся выделять Знакомство с "матрицей по оценке идей". главное и Практическая работа выявление второстепенное. логической структуры текста. Учимся выделять Практические задания типа - "что сначала, потом". Схемы исследования. главное и что Наблюдение как способ выявления проблем. второстепенное. Экскурсия наблюдение. Развиваем умение видеть проблемы. Развиваем умение выдвигать гипотезы. Развиваем умение задавать вопросы. Развиваем умение давать определение понятиям. Развиваем умение давать определение понятиям. Развиваем умение Развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать, давать определение понятиям. 21 Колич. Дата часов Пл Фак ан т классифицировать. 14 Развиваем умение классифицировать. Самостоятельная исследовательская практика (18 часов) 15(1) Проект «Путешествие Народные и авторские загадки. Сочинение в Загадкино». загадок. Изобразительные средства в Работа над проектом в 16(2) Проект «Путешествие в загадках. соответствии с этапами. Загадкино». 17(3) Проект Что такое История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новый год?» 18(4) Проект Что такое Новогодние подарки. Традиции вашей семьи. Работа над проектом в соответствии с Новый год?» этапами. Традиции, реликвии семьи, семейные 19(5) Проект «Моя семья». праздники. Стихи, пословицы, высказывания 20(6) Проект «Моя семья». о семье. Увлечения родственников. Работа 21(7) Проект «Моя семья». над проектом в соответствии с этапами. 22(8) Проект «Знакомые Растения родного края. Легенды о растениях. Групповая и индивидуальная незнакомцы». по темам исследований: 23(9) Проект «Знакомые работа рассматривание иллюстрации, чтение незнакомцы». энциклопедий, проведение опытов, 24(10) Проект «Знакомые проведение занятий по теме исследования, незнакомцы». обсуждение полученной информации. Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций. Работа над проектом в соответствии с этапами. 25(11) «Любимая игрушка». Значение игрушки в жизни ребёнка. Исследования «Старинные игрушки», 26(12) «Любимая игрушка». «современные игрушки». Работа над 27(13) «Любимая игрушка». проектом в соответствии с этапами. 28(14) Проект «Меры длины» Старинные меры длины: пядь, фут, локоть; 29(15) Проект «Меры длины» истории их происхождения. Работа над проектом в соответствии с этапами. 30(16) Проект «Города Наша страна – Россия. Города России. России». Достопримечательности городов. Работа 31(17) Проект «Города над проектом в соответствии с этапами. России». 32(18) Проект «Города России». Заключение (2 часа) Рефлексия изученного за год. Отбор лучших 33(1) Защита проекта работ. Оформление выставки. Презентация 34(2) Защита проекта работ учащихся. 22 3 класс Раздел/Тема занятия № урока 1. 2. 3. 4(1). 5(2). 6(3). 7(4). 8(5). 9(6). 10(7). Содержание занятия Введение. Проектная деятельность и ее задачи (3 ч) Что такое проект? Что такое проект? Понятие проекта, Примеры удачных и отличие проекта от сообщения, учебного неудачных проектов. задания и т.д. Типы и виды проектов. Понятие проекта, Примеры удачных и неудачных проектов. отличие проекта от Как выбрать тему проекта? Требования к (названию) проекта. сообщения, учебного формулировке Практическое освоение выбора темы задания и т.д. Типы и виды проектов. проекта. С чего начинается работа над проектом. Этапы проектной деятельности. Знакомство с понятиями «проблема», «цель», «задача», «гипотеза», способы решения проблем. Методы исследования. Практическое освоение указанных элементов проектирования. Представление результатов работы. Проектный продукт как логическое завершение проектной работы. Методы сбора информации для осуществления проекта. Способы представления информации, виды информации в тексте и отбор требуемой информации. Виды деятельности: Просмотр фильма «Мишкина каша» и оценочное обсуждение удачности/неудачности «проекта» и причин, которые к этому привели. Обсуждение выбора и формулировки названия проекта. Практическая работа по формулированию целей, задач и гипотез проектов. Практическая «Презентация проекта» с демонстрацией примеров презентаций. Строение и свойство вещества (7 ч) Тела и вещества. Тела и вещества. Строение твердых, Свойства твердых тел, жидких и газообразных тел. свойства жидких и газообразных тел. жидкостей и газов. Свойства веществ: Молекулы. Взаимодействие молекул в деформация, упругость, твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, пластичность. простые и сложные. Вещества и смеси Молекулы. Атомы. Виды деятельности: Игровая викторина на определение тел и веществ. Эксперименты Элементы. Движение частиц по изучению свойств твердых тел, жидкостей и газов (форма, объем). вещества. Разнообразие веществ. Эксперименты по изучению деформации, упругости, пластичности. Эксперименты 23 Колич. Дата часов План Факт 11(1). 12(2). 13(1). 14(2). 15(3). 16(4). 17(5). 18(6). 19(7). по разделению смесей веществ. Изготовление из пластилина моделей атомов и молекул. Изготовление из пластилина моделей простых и сложных веществ. Эксперименты по диффузии веществ. Лабораторное занятие «Вещества растительных организмов». Физические и химические явления (2 ч) Физические явления. Явления природы. Физические Химические явления. (электрические, механические, тепловые, Горение, окисление, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком дыхание. физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Виды деятельности: Эксперименты по изменению агрегатного состояния веществ. Эксперименты по изучению электрических, механических, тепловых явлений. Эксперименты по горению и нагреванию веществ, и изменению объема веществ при нагревании и охлаждении. Действие индикаторов для определения химической природы веществ. Вода и воздух (7ч) Воздух и его свойства. Состав воздуха. Физические свойства Вес воздуха и воздуха (упругость, давление). Значение атмосферное давление. воздуха для живых организмов. Изменение воздуха. Плотность и Изменение давления состава разреженность воздуха. Атмосферное воздуха с высотой. Погода и ее давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение предсказание. воздуха с высотой. Помощь птицам в температуры Образование облаков. Осадки и их виды. зимнее время. Вода и ее свойства. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, Агрегатные состояния ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Типичные признаки погоды. воды. Тепловое Погода. Предсказание погоды. Влияние погоды на расширение воды. организм человека. Три состояния воды. Вода – растворитель. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Виды деятельности: Эксперименты «Воздух занимает пространство», «Давление воздуха». Эксперименты, доказывающие, что воздух имеет вес. Измерение давление воздуха с помощью барометра. Решение задач. Готовим пособия «Народные приметы 24 20(1). 21(2). 22(3). 23(4). 24(5). 25(6). 26(7). 27(8). 28(9). 29(10) 30(11) 31(12) 32(13) 33(14) 34(15) предсказания погоды», «пословицы и поговорки о природе». Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Эксперименты по изменению объема воды в зависимости от температуры. Эксперименты по изучению растворимости веществ при разных условиях. Живые организмы и условия их жизни. Микроорганизмы (15 ч) Организмы и условия Почва, ее образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва их жизни. Посев семян цветов и и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Условия жизни организмов: среда овощных культур. Выращивание рассады обитания, факторы среды обитания. цветов и овощных Клеточное строение организмов. Клетка. Увеличительные приборы. Разнообразие культур. организмов. Одноклеточные и Увеличительные многоклеточные организмы. Царства приборы. организмов. Причины сокращения Изучение организмов. Раздельный сбор мусора и его микроорганизмов. дальнейшая переработка. Изучение Виды деятельности: Эксперименты по изучению свойств живого. микроорганизмов. Практическая работа «Посев семян. Изучение Разные способы посева и глубины заделки». микроорганизмов. Уход за рассадой цветов и овощных культур. Где живут организмы. Практическая работа по использованию Почва и ее свойства. увеличительных приборов. Зарисовка Лабораторное занятие микрообъектов. Практическая работа по «Изучение коллекции изготовлению микропрепаратов. почв». Зарисовывание результатов наблюдений. Раздельный сбор Микроскопия простейших. Зарисовывание мусора и его результатов наблюдений. Игра дальнейшая «Экологические факторы». Организация сбора макулатуры и участие в этом переработка. Игра «Экологические мероприятии. Изготовление плакатов на экологическую тему, организация выставки факторы». плакатов. Лабораторное занятие «Изучение коллекции почв». Практическая работа «Изготовление гербария. Правила и рекомендации». Представление результатов работы. Защита проектов. Проектный продукт как логическое Защита проектов. завершение проектной работы. Защита проектов. 25 4 класс Раздел/Тема урока № урока 1 2(1) 3(2) 4(3) 5(4) 6(5) 7(6) 8(1) 9(2) Содержание занятий I модуль «Занимательные науки» 1.1.Введение в образовательную программу (1 ч) Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство детей с Ознакомление с целями и задачами объединения, с правилами программой. поведения при проведении опытов, Инструктажи. ТБ. экспериментов, наблюдений; техника безопасности. Практическая часть. Показ фильма «Травматизм» и его обсуждение. 1. 2.Нескучная биология (6 ч) Что такое биология? Теоретическая часть. Удивительная наука – (Опыт – «Пациент, биология. Основные термины. Ученые и скорее жив?») первооткрыватели в области биологии. Живые Микробиология (Опыт и неживые организмы. Органические вещества: – «Почему нужно мыть белки, жиры, углеводы. Микробиология руки?» и бактерии и плесень. Микроскоп, его строение. Строение семени. Живая клетка растения и «Взаимоотношение животного. Растительный мир. Опасные и бактерий и плесени») Фотосинтез и растения полезные растения родного края. Как и свет (Опыты – вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли. Местная фауна. Поведение «Листописание», «Тормоз для растения») животных. Опасные животные и насекомые. Превращение побегов и Как ухаживать за домашним питомцем. корней (Эксперименты Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, с проращиванием жив?» (белки и их функции); опыт «Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношения семян) Как изучать зверей? бактерий и плесени» (изучение бактерий, опыт «Листописание» (Опыт – «Собираем микроорганизмов); (фотосинтез); опыт «Лабиринт для коллекцию следов») картошки» (свет необходим для фотосинтеза); Холоднокровные и теплокровные (Опыт – опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни «Почему не мерзнут растений); опыт «Как двигается улитка?» для передвижения); киты?» и «Шмель и (приспособления эксперименты с проращиванием семян фасоли; муха») опыт «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и муха» (отличие холоднокровных и теплокровные животных). 1.3.Занимательная химия (8 ч) Что изучает химия? Теоретическая часть. Основные термины (Задание – Химия химии. Применение химии в повседневной вокруг нас) жизни. Основные ученые и первооткрыватели. Состояние и Атом. Молекулы. Три состояния веществ; молекулярное строение твердое, жидкое и газообразное. Что такое вещества (Опыт – кристаллы. Вода и ее свойства. Химические «Движение молекул реакции: соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для жидкости») 26 Кол ич. час ов Дата пла н факт 10(3) 11(4) 12(5) 13(6) 14(7) 15(8) 16(1) 17(2) 18(3) 19(4) 20(5) Превращение вещества (Опыт – «Коллекция кристаллов») Раствор (Опыт – «Исчезающий сахар»). Эмульсия (Опыт – «Смесь масла и воды») Кислоты и щелочи (Опыт – «Домашний лимонад») Индикаторы (Опыт – «Натуральный индикатор кислотности» и «Умный йод») Промежуточная аттестация (Олимпиада) чего они нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и щелочи, что это такое и для чего они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны. Углерод - важный элемент на Земле. Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в холодной и горячей воде); опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды); опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт «Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция); опыт «Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий сахар» (виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный раствор»; опыт «Смесь масла и воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» ( взаимодействие щелочи с кислотой); опыт «Невидимая кола» (взаимодействие фосфорной кислоты и молока); опыт «Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах); опыт «Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический стакан», «Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства) II модуль «Волшебные чудеса науки» 2.1.Физика без формул (6 ч) Что такое физика? Теоретическая часть. Физика, как наука. (Задание – физические Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в природе – сила явления вокруг меня) Вещество и поле (Опыт трения, сила тяжести, сила выталкивания, «Всегда ли можно аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся? Электричество. От чего верить компасу?») Основные состояния зависит ток? Что такое электромагнитные вещества (Опыт – «Что волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем отличаются друг от друга. Инерция и для идет из чайника?» и чего она нужна. «Испарение твердых Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» веществ») поле?» (направления магнитного поля, силовые Центробежная «сила» линии); опыт «Всегда ли можно верить (Опыт – «Сила в компасу?» (магнитное поле, действие металлов бессилии») на компас); опыт «Обнаружение Масса и вес (Опыт – электрического поля» (наблюдаем «Веса и чудеса» и электрическое поле); опыт «Собираем «Невесомость без электроскоп» (собираем прибор, позволяющий 27 21(6) 22(1) 23(2) 24(3) 25(4) 26(1) 27(2) приблизительно измерить электрический орбиты») Давление (Опыт - заряд); опыт «Испарение твердых веществ» «Ныряльщик Декарта») (состояния веществ, возгонка); опыт «Что идет из чайника?» (газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?» (от чего зависит сила инерции); опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и кинетическая энергия» и «Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты» (масса и вес движущегося тела); опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик Декарта» (давление). 2.2.Загадочная астрономия (4 ч) часть. Что изучает Что изучает Теоретическая астрономия? Планеты солнечной системы. астрономия? (Задание сделать макет Какое оно Солнце? Почему светит Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Солнечной системы) Иллюзия луны (Опыт – Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс — ржавая планета. Мир планет«Велика ли Луна?») Смена времен года гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный (Опыт – «Смена времен Сатурн со своим семейством. Два братаблизнеца — Уран и Нептун. В царстве тьмы и года при помощи холода на Плутоне и Хароне. Комета — глобуса и лампы») снежный дирижабль. Метеоры — «падающие Звездное небо над звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. головой (Изучаем карту Опасные астероиды. Что такое созвездие? звездного неба) Стороны света. Почему звёздное небо вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года. Практическая часть. Опыт «Луна и Земля» (центробежная сила); опыт «Как нарисовать элипс?» (рисуем орбиту Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы» (смена времен года); опыт «Звезды – соседи» (движение звезд по кругу); опыт «Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы); опыт «Откуда летят метеоры?» (изучаем метеоры и метеориты). 2.3.Увлекательная география (7 ч) Что изучает география? Теоретическая часть. Разделы географии минералогия, картография, (Работа с глобусом и (геология, метеорология). Тектонические процессы внутри картой) Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Великие Драгоценные минералы. Географическая карта. географические открытия (Работа с Глобус. Элементы рельефа. Что внутри Земли. научно - Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде. Облака. познавательной Погодные явления. литературой, фильм 28 28(3) 29(4) 30(5) 31(6) 32(7) 33(1) 34(2) про географические Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света открытия) Семицветная арка на спектр); опыт «Облако в бутылке» (как (Опыт – «Как формируются облака); опыт «Круговорот воды в природе» (процесс постоянного перемещения появляется радуга?») Айсберги – плавающие воды на Земле); опыт «Как появляется радуга» горы (Опыт – «Почему (преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в океане» опасен Айсберг?») (влияние нефти на живые организмы); опыт Как появились «Почему опасен Айсберг?» (отрицательная вулканы? (Опыт – роль айсберга в жизни человека); опыты с «Извержение вулкана») песком и глиной (свойства песка и глины); опыт Материки и Страны «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему (работа с контурными происходит извержение); работа с научной картами) литературой, контурными картами, глобусом. Как появились вулканы? (Опыт – «Извержение вулкана») III модуль Итоговые занятия (2 ч) Теоретическая часть. Подведение итогов Показательное работы за год. Подготовка к отчетному выступление выступлению «Волшебные чудеса науки» обучающихся «Волшебные чудеса Практическая часть. Итоговая аттестация в виде защиты творческого проекта (дети науки» Итоговая аттестация пишут сами при небольшой помощи педагога на (Защита творческого протяжении изучения II модуля программы). Отчетное показательное выступление проекта) обучающихся «Волшебные чудеса науки». 4. Материально - техническое обеспечение 1) натуральные живые пособия — комнатные растения; 2) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 3) изобразительные наглядные пособия — таблицы; 4) географические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи; 6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки; 7) лупы; 8) глобус; 9) компьютер; 10) проектор. 29 5. Планируемые результаты В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на уровне начального общего образования: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на окружающий мир; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы; познакомятся с методами изучения природы и общества, получат возможность научиться проводить наблюдения в природе, измерения, проводить опыты, видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемой сети Интернет, научатся составлять сообщения и небольшие презентации, создавать проекты и представлять их. Личностные универсальные учебные действия Школьник получит возможность: повысить учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; понимать причины успеха во внеурочной деятельности, в том числе на основе самоанализа и самоконтроля результата в соответствии с требованиями к конкретной задаче. Регулятивные универсальные учебные действия Школьник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 30 различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 31 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; 32 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Предметные результаты 1 класс - слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; - осваивать материал на основе плана действий; - вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; - творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; - работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой. 2 класс - наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; - выделять главную мысль на основе анализа текста; - делать выводы из фактов, совокупности фактов; - выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; - делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. 3 - 4 класс - переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; - отбирать необходимые знания из большого объёма информации; - конструировать знания; - пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; - высказывать содержательно свою мысль, идею; - формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; - решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; - свободно владеть операционными способами усвоения знаний; - переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему. После изучения данного курса по реализации основной цели учащиеся должны знать: 1) Что изучают предметы физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии? 2) Свойства веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ. 33 3) Историю развития химии, физики, биологии, астрономии, географии и экологии. 4) Основные этапы жизни и деятельности М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева. 5) Влияние человека на природу. 6) признаки химических и физических явлений. 7) круговорот веществ в воздухе, в воде и земной коре. Учащиеся должны уметь: 1) Отличать простое вещество от сложного, вещество от смеси. 2) Отличать физические явления от химических. 3) Работать с простейшим химическим оборудованием. 4) Планировать и проводить простейшие эксперименты. 5) Описывать явления. 5. Источники 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008. 3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. М. БАЛЛАС,2008. 4. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002. 5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература 6. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008 7. Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995 Интернет-ресурсы http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал. 34