Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(2-4классы)

Составитель:
Масленникова Екатерина Дмитриевна,
учитель начальных классов
Первая квалификационная категория

г.Ирбит, 2024

Содержание
1. Пояснительная записка… ................................................................................... 3
2. Основное содержание курса… ........................................................................... 5
3. Тематическое планирование................................................................................9
3. Календарно-тематическое планирование.........................................................11
4. Материально-техническое обеспечение.......................................................... 15
5. Планируемые результаты изучения курса… .................................................. 15
6. Источники ......................................................................................................... 18

2

1. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит
в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность
и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных
классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой
деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть
стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек,
владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий
книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально
грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в
конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность,
естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Цель занятий развития основ функциональной грамотности» –
формирование читательской компетенции младшего школьника.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов
работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию
к чтению книг;
-находить и извлекать информацию из различных текстов;
- применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
–
развивать у детей способность самостоятельного мышления в
процессе обсуждения прочитанного;
–
обеспечить
усвоение
ряда
понятий
технологии:
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
–
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным,
бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
–
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
–
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного
человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
–
приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

3

Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и
формирует технику чтения.
В 3 классе в программу включены модули «читательская грамотность»,
«математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».
Математическая грамотность – это способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
•
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики;
•
формулировать эти проблемы на языке математики;
•
решать проблемы, используя математические факты и методы;
•
анализировать использованные методы решения;
•
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы;
•
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
•
использовать естественнонаучные знания,
•
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые
для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
•
строить развернутые высказывания;
•
устанавливать надежность информации;
•
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «финансовая
грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•
развитие экономического образа мышления;
•
воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье;
•
формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть - модуль «читательская грамотность».
2 четверть - модуль «математическая грамотность».
3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
4

В 3 - 4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (102 часа): 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34
часа, 4 класс – 34 часа.
2. Основное содержание курса
2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о
настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.
Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки,
стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг.
Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг».
Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности
чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение.
Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё,
что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение
текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и
различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление
о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос
взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и
значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста.
Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем.
Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся –
испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при
чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта:
«Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о
детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над
проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с
источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом.
Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта.
Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий
читатель!».
5

3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как
выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над
различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как
изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на
Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.
Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные
явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на
природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать
воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений.
Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на
подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения.
Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и
съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах
края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо
охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему
птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как
помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного
края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в
почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от
природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные
растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и
оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила
поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской
области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой, между человеком и
природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация
экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1
6

до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами
(циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с
использованием римских цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы
«у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при
чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое
математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р.,
5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата
проезда.
«Мир занимательных задач»
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор
необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи
с
некорректными данными, с избыточным
составом условия. Задачи
на оперирование понятиями «все»,
«некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на
установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи
на
комбинированные
действия. Задачи
на
активный перебор
вариантов
отношений.
Выбор
наиболее
эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы
современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и
один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте,
как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего
использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы,
используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами
разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе
исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации,
высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные
тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических
задач.
7

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода.
Уникальность воды.
Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования
жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит
правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах.
Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
3. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные
деньги. Сколько стоит «своё дело».

8

3. Тематическое планирование
2 класс
№ п/п

Содержание

Теоретические
часы

Практические
часы

Всего часов

1

Раздел1.
Настоящий читатель

5

5

10

2

Раздел 2.
Технология продуктивного чтения

9

8

17

3

4

7

3
4

Раздел3.
Проект «Дружим с книгой»
Итого

34

3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п

Тема занятия

Всего часов,
1 час в неделю

Определение
основной
темы
в
фольклорном
произведении.
Пословицы, поговоркикак источник информации.
2-3 Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
4-6 Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его
частей?
7
Типы текстов: текст описание.
8
Типы текстов: текст повествование.
9
Типы текстов: текст рассуждение.
10-12 Работа со сплошным текстом.
1

Теория

1

2
3

Практика
1

1
0,5

1
2,5

1,5

1
1
1
3
9,5

Всего часов, 1
час в неделю

Теория

Практика

1
1
1
3
12

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п

Тема занятия

1
2-3

Изучение природы.
Условия, в которых мы живем

1
2

0,5
1

0,5
1

4-9
10

Кто и как живет рядом с нами.
Выясняем, что такое экология.

6
1

2
0,5

4
0,5

11

Проведение рубежной аттестации.

1
11

4

1
7

Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п
1-3
4-8
9-10
11

Тема занятия

Всего часов,
1 час в неделю

Удивительный мир чисел»
Мир занимательных задач
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры.
Итоговый мониторинг.

9

Теория Практика

3
5
2

1
2
1

2
3
1

1
11

4

1
7

4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п

Тема занятия

Всего часов, 1
час в неделю

Теория

Практика

1-2

Определение основной темы и главной мысли в
произведении. Определение авторской позиции в
художественном тексте.
Работа с текстом. Как понимать информацию,
содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели дальнейшегоиспользования.
Работа с текстом. Типы текстов: текст- повествование,
описание рассуждение

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

Учебный текст как источник информации.
Составление плана на основе исходного текста.
Создавать
собственные
тексты,
применять
информацию из текста при решении учебнопрактических задач.
Проведение рубежной аттестации.

1
1
1

0,5

0,5
1
1

3-4

5
6
7
8

9

1
9

2

1
7

Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п

Тема занятия

Всего часов,
1 час в неделю

Теория

Практика

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и
тех, кто всегдаговорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.

1

0,5

0,5

2
3
4
5

6-7
8

1
1
1

1
1
1

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1
6

Всего часов, 1
час в неделю

Теория

Практика

1

0,5

0,5

1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
8

0,5
4

0,5
4

1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п
1
2
3
4
5
6
7

8

Тема занятия
Движение и взаимодействие частиц.Признаки
химических реакций.
Воздух и его свойства.
Углекислый газ в природе и его значение
Вода. Уникальность воды.
Почвы и их свойства.
Земля, внутреннеестроение Земли. Знакомство
с минералами, горнойпородой и рудой.
Уникальность планетыЗемля. Условия для
существования жизни наЗемле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации.

10

Модуль «Основы финансовой грамотности»
№п/п

Тема занятия

Всего часов,
1 час в неделю

Теория

Практика

1
1
1
1
1
1
1
2
9

0,5

0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
2
7,5

Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Проведение рубежной аттестации.

1
2
3
4
5
6
7
8-9

0,5
0,5
1,5

4. Календарно-тематическое планирование
2 класс
№п/п

Тема

Содержание.

Кол-во
часов

Дата
проведения
План

1.

Я - настоящий читатель.
1
Кого можно считать настоящим
Представление о настоящем читателе. Вводный
читателем?
мониторинг.

2.
3.

Любимая книга.

4.

Экскурсия
библиотеку

Маршака,
Книги
С.Я.
Михалкова и др.

С.В.

в

1
2

Обложка любимой книжки.
Чтение и обсуждение книг.

1

Экскурсия
в
библиотеку.
Карточки,
стеллажи, разделители книг. Алфавитный
порядок
расстановки
книг.
Правила
поведения в библиотеке. Книги «калеки»,
«лечение книг».

5.

Домашняя библиотека.

1

Личная библиотека. Члены семьи
– собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта
длительностичтения.

6.
7.

Писатели и их книги.
Быстрое чтение и
получение информации.

1
1

Портреты писателей.
Быстрое чтение. Получение информации.
Проверка скорости икачества чтения.

8.

Сходство и различиетекстов
разных предметов.

1

9.

Творческая работа
«Твоё представление о
настоящем читателе».

1

Читаем всё, что задано. Особенности
чтения текстов математических задач.
Чтение текстов из учебника русского
языка и окружающего мира.
Сходство и различие текстов разных
предметов.
в
Выражение
своей
позиции
сочинении, рисунке или аппликации

10

Продуктивное чтение –что это?
Мониторинг.

Технология продуктивного чтения.
1
Продуктивное
чтение
–
что
это?
Высказывание
предположений.
Опрос
взрослых друзей, одноклассников. Запись
ответов. Продуктивное чтение и значение

11

Факт

слова «продукт». Работа надтекстом.

11

Глубокое восприятие и
понимание текста.

2

12

Читаем и переживаем.

6

13

Читаем
и
реагируем
на
прочитанное:
грустим,
удивляемся, радуемся
– испытываем эмоции.

6

14

Технология –
последовательностьэтапов
(шагов) при чтении

2

15

Уточнение, выбор подтем
проекта.
Составление плана работы над
проектом.

16

Выполнение проекта.

17

Защита проекта.

Глубокое восприятие и понимание текста.
Восприятие – активное включение человека в
чтение.
Работа над текстом.
Чтение рассказов Н. Сладкова:
«Воздушный замок», «Болтливые окуни»,
«Бюро лесных услуг».
Рассказ Л. Каминского
«Послушный Петя».
В. Драгунский «Денискинырассказы».
Чтение, обсуждение, выполнение заданий на
развитие читательской грамотности.
Чтение рассказов В. Осеевой:
«Долг», «Картинки». Рассказ В. Голявкина «Вот,
чтоинтересно». Рассказы Н. Носова «Бобик в
гостях у Барбоса», «Мишина каша».
Работа над текстом. Смысловоечтение.
Основные этапы работы над
произведением. Практическаяработа.

Проект «Я дружу с книгой»
2
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор
под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д. Участие и помощь
родителей. Составление плана работы над
проектом.
3
Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с
картотекой,с источниками. Выполнение проекта.
Фиксация хода работы над проектом. Плакат для
защиты проекта.
2
Обобщение знаний в ходе праздника
«Я – настоящий читатель!».

Итого

34

3 класс
№п/п

Тема

Содержание.

Кол-во
часов

Дата
проведения
План

1.

2.
3.

4.
5.

Модуль «Основы читательской грамотности»
Пословицы,
1
Определение основной темы в фольклорном
источник
произведении.

Фольклор.
поговорки
как
информации.
Сопоставление
содержания
текстов разговорного стиля.
Работа
с
текстом:
как
выделить главную мысль
текста или егочастей?

2

Практическая работа над текстом.

Чтение рассказа Н. Носова
«Фантазёры». В. Драгунский «Друг детства». Г.
Скребицкий «Кот Иваныч».Работа над текстами.
Составление плана, пересказ.
Типы текстов: текстописание,
3
Понятие о тексте описании.Работа над
повествование, рассуждение.
текстом.
Работа со сплошнымтекстом.
3
Рассказ К. Паустовского
«Дремучий медведь». Комплексная
работа надтекстом.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
3

12

Факт

6.

Изучение природы.

1

7.

Условия, в которых мы живем.

1

8.

Кто и как живет рядом снами.

2

9.

Почему надо беречь иохранять
растения.

1

10

Грибы - удивительноецарство.

11

1
Где растут лишайники, о чем
они могут рассказать.
Многообразие животных родного 2
края.

12

13

Выясняем,
экология.

14

Проведение
аттестации

что

1

такое

1

рубежной

1

Изучать природу – значит любить и охранять
её. Науки о природе. Как изучают природу.
Наблюдения в природе, описание живых
объектов. Тексты на заданную тему.
Солнце - источник тепла и света на Земле.
Сезонные
явления
нашей
местности.
Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления
природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного края.
Выполнениезаданий из банка PISA,
TIMSS.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло,
влага в жизни растений. Нужны ли комнатные
растения в доме. Чужестранныепришельцы на
подоконнике - что мы о них знаем.
Почему надо беречь и охранять растения.
Растения Красной книги. Чтение текстов,
выполнение заданий к ним.
Грибы - удивительное царство. Грибы
ядовитые и съедобные. Работа с атласом –
определителем.
Лишайники.
Работа
с
детской
энциклопедией.
Многообразие животных родного края.
Особенности животных каждого вида.
Тексты по теме, чтение выполнение заданий
из банка PISA,TIMSS.
Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между
человеком
и
природой.
Организм
и
окружающая среда. Простейшая квалификация
экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности»
15

Удивительный мир чисел.

16

Решение
математических
ребусов.

17

Мир занимательныхзадач.
5
Последовательность
«шагов»
(алгоритм)решения задач.

18

Выбор
необходимой
информации,
содержащей
в
тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные

2

1

2

История развития математики.
Из истории чисел и цифр. Интересные
приёмы устного счёта. Виды цифр.
Римская нумерация. Римскиецифры от 1 до
50. Единицы времени: час, минута, сутки,
месяц. Работа с часами (циферблат с
римскими цифрами), с календарем (запись
даты рождения с использованием римских
цифр в обозначении месяца, запись
знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов:
прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов «за» или
«перед», добавление при чтении слога «по»,
прибавление при чтении предлога «с». Что
такое математический ребус. Решение
математических ребусов.
Решение олимпиадных задач. Ориентировка
в тексте задачи, выделение условия и
вопроса,данных и искомых чисел (величин).
Решение практических задач.
Работа
с
таблицами,
диаграммами,
поиск
информации для решения задач.
Выполнение заданий из банка

13

вопросы.

19

PISA, TIMSS.

Проведение итоговой аттестации

1

Итого

34

4 класс
№п/п

Тема

Содержание.

Кол-во
часов

Дата
проведения
План

1.

2.

3.

4.

Модуль «Основы читательской грамотности»
2
Определение основной темы и главной
Рассказы
современных
мыслив произведении.
писателей.
Е.
Велтистов
«Мальчик из чемодана». Чтение
и анализ.
2
Как понимать информацию,
Чтение
произведения
Е
В.
содержащуюся в тексте, как
Медведева
«Баранкин,
будь
преобразовывать текстовую
человеком»
информацию с учётом цели
Работа с текстом.
дальнейшего
использования.
Работа с текстом.
1
Работа над текстами разных
типов.
Типы текстов: повествование,
описание,
рассуждение
2
Работа над текстом. Подготовка кВПР.
Составление плана на основе
исходного текста.

Сочинение. Подготовка к ВПР.

5.

Создавать собственные тексты,
применять информацию из текста
при решении учебно практических
задач.

6.

Проведение рубежной аттестации
1
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел идействий над
2
Счет и десятичная система
ними.
счисления. Комплексная работа.
2
Сюжетные задачи, решаемые с
Решение
логических
задач.
конца.Задачи на взвешивание.
Подготовка
к
олимпиаде
по
математике.
Логические задачи: задачи о
2
Подготовка к олимпиаде.Решение
«мудрецах», олжецах и тех, кто всегда
задач.
говорит правду.
Наглядная геометрия.
1
Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и
составление модели.
Проведение рубежной аттестации
1

7.
8.

9.

10

11

12

13

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
1
Движение и взаимодействие
Признаки химических реакций.Работа в
частиц. Вводный мониторинг.
форме ВПР.
Воздух и его свойства.Углекислый газ
в природе и его значение

2

Работа над текстами по теме.
Выполнение заданий из банкаPISA,
TIMSS.

14

Факт

14

Вода. Уникальность воды.

1

Работа над текстами по теме.

15

Почвы и их свойства.

1

Выполнение заданий в форме
ВПР.

16

Земля, внутреннеестроение
Земли. Знакомство с минералами,
горнойпородой и рудой.
Уникальность планетыЗемля.

2

Работа над текстами по теме. Подготовка
к ВПР Условия длясуществования жизни
на Земле.Свойства живых организмов.
Выполнение заданий из банка
PISA, TIMSS.

17

Проведение рубежной аттестации

1

18

Как появились деньги?Деньги в
разных странах. Деньги
настоящие и ненастоящие.
Как разумно делатьпокупки?

19
20

21

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
3
Как появились деньги и что онимогут.
Решение задач с величинами «цена»,
«количество», «стоимость».
2
Практическая работа. Работа с текстом,
содержащим данные по теме.
3
Кто такие мошенники?Личные деньги.
Беседа по теме. Чтение текстов.
Сколько стоит «своёдело»?
Практическая работа.
Понятие «своё дело». Игра
«Экономические загадки».
Проведение итоговой аттестации
1
Итого

34

5. Материально-техническое обеспечение
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
6. Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса по функциональной грамотности является
формирование следующих умений:
–
оценивать свою вежливость;
–
определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
–
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для
успешного
общения,
установления
добрых,
уважительных
взаимоотношений;
–
осознавать свою ответственность за произнесённое или
написанное слово;
–
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые
слова.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий:
–
определять степень успешности выполнения своей работы и
работы всех, исходя из имеющихся критериев;

15

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины
удач и неудач при взаимодействии;
–
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых
людьми для решения коммуникативных задач;
–
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
–
анализировать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
–
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий
и выборочный пересказ текста;
–
осуществлять информационную переработку научно-учебного
текста: составлять его план;
–
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;
–
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты;
–
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис,
аргументы, вывод;
–
знать основные приёмы подготовки устного выступления –
учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова,
план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
–
пользоваться приёмами подготовки устного выступления,
выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
–
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
–
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
–
знать особенности неподготовленной речи;
–
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических,
лексических, грамматических) для успешного общения;
–
знать
особенности
этикетных
жанров
комплимента,
поздравления;
–
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
–
знать основные приёмы подготовки устного выступления –
учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова,
план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
–
пользоваться приёмами подготовки устного выступления,
выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
–
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые
средства 3-4 класс.
–

16

Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов

Математическая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Находит и извлекает
математическую
информацию в
различном контексте

Находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из различных
текстов

Финансовая
грамотность
Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

Личностные результаты
Читательская
грамотность
Оценивает содержание
прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственнуюпозицию по
отношению к
прочитанному.

Математическая
грамотность
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей.

Естественнонаучная
грамотность
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизнина основе
естественнонаучн
ых знаний с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей.

17

Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
ихценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

7. Источники
1.
Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект
Министерства
просвещения
«Мониторинг
формирования
функциональной грамотности»: основные направления и первые
результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4
(61). С. 13–33.
2.
Виноградова Н. Ф. Десять советов учителю по
формированию читательской грамотности младших школьников / Н. Ф.
Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3. С. 3-7.
3.
Виноградова Н. Ф. Дидактическое сопровождение процесса
обучения в начальной школе. Формирование познавательных
универсальных учебных действий: методическое пособие / Н. Ф.
Виноградова, О. А. Рыдзе. Москва: Просвещение, 2018. 112 с.
4.
Дидактическое сопровождение процесса обучения в
начальной школе: формирование коммуникативных универсальных
учебных действий / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение:
Учебная литература, 2018. 157 с.
5.
Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки
XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ
ВШЭ, 2018. 72 с.
6.
Колесникова Г. М. Развитие естественнонаучной
функциональной грамотности // Молодой учёный. 2016. № 7.3 (111.3).
С. 37–45.
7.
Универсальные учебные действия как результат обучения в
начальной
школе:
содержание
и
методика
формирования
универсальных учебных действий младшего школьника / составитель
Н. Ф. Виноградова. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО», 2017. 224 с.
8.
Фрумин И., Добрякова М. С., Реморенко И. М.
Универсальные компетентности и новая грамотность // Учительская
газета. 2018. №30. C. 6–7; № 31. С. 11.
9.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга
для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и
др.: под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: ВентанаГраф, 2018. 288 с

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».