Учебный план начального общего образования для обучающихся осваивающих АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 1 вариант) на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уровне НОО в МАОУ «Школа № 5» открыт один класс (4б класс) для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1).
Учебный план МАОУ «Школа № 5», (АООП УО, вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений
при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя
из 34 учебных недель в году в 4-ом классе. Общий объем учебной нагрузки составляет от 3039
до 3732 академических часов.
Учебный год в МАОУ «Школа № 5» начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025
года.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе
- 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при
этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам. Распределение учебной нагрузки в течение
недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или)
среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему
баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности,
но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут,
за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по
3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь май - по 4 урока по 40 минут каждый);
- продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4
классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8
недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции

недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана
входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков
в психическом и (или) физическом развитии.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
представлена следующими учебными курсами:
«Функциональная грамотность (включая финансовую)» (1 ч/н, 4 кл.). Программа разбита
на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Сущность функциональной грамотности
состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
«Ритмика» (1ч/н, 1-4 кл.). Целью программы является приобщение детей к
танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического
совершенствования;
ДПИ (ОЧумелые ручки). Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному
творчеству. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и
развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку
как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в
окружающей жизни.
План внеурочной деятельности
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор
коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение
осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования
(до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации.
При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В
целях организации внеурочной деятельности МАОУ «Школа № 5» может заключать договоры с
учреждениями дополнительного образования.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей
(пункт
3.4.16 санитарных правил
СП
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления обучающихся и молодежи», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной (экскрсии,
походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных
практик и иные формы).
Выбор модели, форм организации внеурочной деятельности младших школьников
определён на основе анализа совокупности условий организации образовательного процесса в
МАОУ «Школа № 5». При организации учебно-воспитательного процесса выбрана
оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех
внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации
принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагогорганизатор, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги – дополнительного
образования, классные руководители).
В этом случае координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного
потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности
коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Назначение плана внеурочной деятельности на уровне НОО: психолого - педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
Основные задачи организации внеурочной деятельности:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного
образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно -исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде умение договариваться,

подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность становление умений
командной работы;
- поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность представлена занятиями по направлениям развития личности с
учетом социального заказа родителей (законных представителей), интересов обучающихся и
возможностей ОУ:
Коммуникативная деятельность:
«Разговоры о важном» (1ч/н, 4 кл.), внеурочное занятие направлено на развитие
ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе;
Интеллектуальные марафоны:
«Орлята России» (1 ч/н, 4 кл.). Курс внеурочной деятельности представляет комплекс
из 9 занятий по 7 трекам Программы отдельно для 1-х, 2-х и 3–4-х классов. Внеурочные
занятия осуществляются в рамках системно-деятельностного подхода, в котором главное
место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной
продуктивной деятельности ребёнка, широкому использованию в работе с детьми
современных игровых технологий, социального проектирования, интерактивных методов,
позволяющих моделировать социальные процессы и явления;
Проектно-исследовательская деятельность:
«Путешествие по малой Родине (Ирбитоведение) (1 ч/н, 4 кл.) Основной целью курса
является формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к
историческому и культурному наследию своей малой Родины. Программа даёт возможность
школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры и их взаимосвязи с историей, культурой страны, мира, приобщиться к
исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до проектных работ.
Художественно-эстетическая творческая деятельность:
Школьный театр «Путешествие в сказку» (1 ч/н, 1-4 кл.). Программа направлена на
знакомство с элементами сценической грамоты, развитие художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств учащихся,умения ценить красоту, развить творческие
способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность,
воображение, эмоциональную отзывчивость;
Коррекционно-развивающая деятельность «Учение с увлечением»:
«Растишка» (1ч/н - 4 кл.). Реализация данной программы обеспечит выполнение общей
цели коррекционно – развивающей работы: содействие развитию ребенка, создание условий
для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации
отклонений, мешающих его развитию;
«Логопедические занятия» (3ч/н - 4 кл.). Цель курса: создание условий для развития
коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Логопедические занятия в 4 классе
позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего
социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации, при
переходе на следующую ступень образования, отклонений в формировании личности,
помогают лучшему усвоению учебной информации.
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (2ч/н - 4 кл.). Занятия по развитию
психомоторики и сенсорных процессов оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию
положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью. На основе создания
оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств,
ведется максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов,
моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию образовательной программы.

Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― до 10 ч, из них часть часов («Растишка», ,
«Чистописание») отводится на проведение коррекционных занятий.
Формы и сроки промежуточной аттестации
Освоение образовательной программы, в том числе, отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным
планом, и в порядке, установленном МБОУ «Школа № 5».
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной
дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы
из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и
оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МАОУ «Школа № 5».
Освоение адаптированных образовательных программ начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) завершается
итоговой аттестацией. Итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на уровне НОО - предполагает комплексную оценку
(комплексную работу) предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения, математики.
Календарный учебный график МАОУ «Школа № 5»
на 2024-2025 учебный год
Календарный учебный график МАОУ «Школа № 5» составлен в соответствии с
рекомендациями Управления образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской
области (распоряжение от 20 августа 2024 года № 204 -р «Об организованном начале 2024 –
2025 учебного года в образовательных организациях, подведомственных Управлению
образованием Городского округа «город Ирбит» Свердловской области г. Ирбит)
В соответствии с Федеральными образовательными программами начального, основного
общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370,
№ 371, № 372, СанПиН 2.4.3648-20 определить:
Продолжительность 2024-2025 учебного года
- для обучающихся 2-4 классов со 2 сентября 2024 года по 26 мая 2025 года;
- для обучающихся 1-х классов со 2 сентября 2024 года по 16 мая 2025 года.
Продолжительность учебных периодов
Учебный год делится на четверти:
- 1 четверть – 8 учебных недель;
- 2 четверть – 8 учебных недель;
- 3 четверть – 10 учебных недель (для 1 классов), 11 учебных недель (для 2-4 классов);
- 4 четверть – 7 учебных недель.
Четверти
начало четверти
окончание четверти
1 четверть
2 четверть

02.09.2024
05.11.2024

25.10.2024
28.12.2024

3 четверть
4 четверть

09.01.2025
31.03.2025

21.03.2025
26.05.2025

Сроки каникул в течение учебного года:
Каникулы
Дата начала каникул
осенние
27.10.2024
зимние
30.12.2024
Дополнительные
15.02.2025

Дата окончания каникул
04.11.2024
08.01.2025
24.02.2025.

Продолжительность
9 календарных дней
10 календарных дней
10 календарных дней

каникулы для 1-х
классов
Дополнительные
каникулы для 2-4-х
классов

13.02.2025

14.02.2025

2 календарных дня

весенние

22.03.2025

30.03.2025

летние

27.05.2025

31.08.2025

9 календарных дней
Итого
30 каникулярных дней
в течение учебного
года
14 недель

Календарь на 2024/2025 учебный год
Сентябрь
1
2 3

4

5

5

Ноябрь
9 10 11 12

Декабрь
13 14 15 16

7

14 21 28

4

11 18 25

2

9

8

15 22 29

5

12 19 26

3

10 17 24 31

понедельник

2

9

вторник

3

10 17 24

1

среда

4

11 18 25

2

9

16 23 30

6

13 20 27

4

11 18 25

четверг

5

12 19 26

3

10 17 24 31

7

14 21 28

5

12 19 26

пятница

6

13 20 27

4

11 18 25

1

8

15 22 29

6

13 20 27

7

14 21 28

5

12 19 26

2

9

16 23 30

7

14 21 28

8

15 22 29

6

13 20 27

3

10 17 24

8

15 22 29

суббота
воскресенье

1

16 23 30

Октябрь
6 7 8

Январь
Февраль
Март
17
18 19 20 20 21 22 23 24 24 25 26 27
понедельник

1

16 23 30

Апрель
28 28 29 30 31 32

6

13 20 27

3

10 17 24

3

10 17 24 31

32

Май
33 34

7

14 21 28

5

12

19

7

14 21 28

4

11 18 25

4

11 18 25

1

8

15 22 29

6

13

20

среда

1

8

15 22 29

5

12 19 26

5

12 19 26

2

9

16 23 30

7

14

21

четверг

2

9

16 23 30

6

13 20 27

6

13 20 27

3

10 17 24

1

8

15

22

пятница

3

10

17 24 31

7

14 21 28

7

14 21 28

4

11 18 25

2

9

16

23

суббота

4

11

18 25

1

8

15 22

1

8

15 22 29

5

12 19 26

3

10

17

24

воскресенье

5

12

19 26

2

9

16 23

2

9

16 23 30

6

13 20 27

4

11

18

25

вторник

канику
лярны
е дни

- праздничные дни
Каникулы
2-4

- выходные дни

26

- каникулы для 1-х классов

Недельный/ годовой учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 4б кл. класса (Балахнина М.В.)
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Всего

3/102
4/136
2/68
4/136
1/34
1/34
1/34
3/34
1/34
20/680

3/102
4/136
2/68
4/136
1/34
1/34
1/34
3/34
1/34
20/680

Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Математика
Естествознание
Искусство
Физическая культура
Труд (Технология)
Итого

Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Ручной труд

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность (включая финансовую)
Ручной труд (ДПИ)
Растишка
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

1/34
1/34
1/34
23/782

1/34
1/34
1/34
23/782

Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
6/204
ритмика)
Логопедические занятия
3/34
Ритмика
1/34
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2/68
Основные направления
Учебные курсы
Количество часов в
внеурочной деятельности
неделю / год
Коммуникативная деятельность
Разговоры о важном
1/34
Интеллектуальные марафоны
Проектно-исследовательская
деятельность
Художественно-эстетическая
творческая деятельность

Орлята России
Путешествие по малой Родине
(Ирбитоведение)
Школьный театр «Путешествие в
сказку»
Итого

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе, включая внеурочную деятельность)

6/204
3/34
1/34
2/68
Всего
1/34

1/34
1/34

1/34
1/34

1/34

1/34

10/340

10/340

33/1122

33/1122


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».