Рабочая программа по миру природы и человека для обучающихся с РАС 8.3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Городской округ «город Ирбит» Свердловской области
МБОУ «Школа № 5»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
по УВР

Директор МБОУ
«Школа№5»

________________________ ________________________ ________________________
Пищало Е.В.
Адамбаева Л.А.
Сысоева О.В.
«25»
августа
2023
г.
Приказ
181-од
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.
от «23» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Мир природы и человека»
(1 – 4 классы)
Для обучающихся с расстройством аутистического спектра, осложненной
легкой умственной отсталостью
(Вариант 8.3)

г. Ирбит, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………..
2. Общая характеристика курса ………………………………………….
3. Место курса в учебном плане …………………………………………
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Мир природы и
человека» …………………………………………………….. ……….
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета…………….
6. Содержание курса ………………………………………………...……
7. Учебно-тематическое планирование ………..………………………..
8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета ………
9. Источники ………………………………………………………………

3
8
9
9
10
15
35
37
38

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и
человека» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (далее
РАС) варианта 8.3 разработана в соответствии с:


Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;


Федеральным

начального

общего

государственным
образования

образовательным

обучающихся

о

стандартом

ограниченными

возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)


Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599)


Адаптированной

основной

общеобразовательной

программой

начального общего образования (АООП НОО ОВЗ) МБОУ «Школа №5»
обучающихся с РАС, вариант 8.3.


Учебным планом МБОУ «Школа №5»;



Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных

(допущенных) к использованию, согласно Приказу № 1677 от 29.12. 2016г.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными
легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной
общеобразовательной программе общего образования, получает образование
к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым
достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений
здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые
определяются

Стандартом.

В

связи

с

особыми

образовательными

потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями
социального

взаимодействия,

данный

вариант

АООН

предполагает
3

постепенное

включение

детей

в

образовательный

процесс

за

счет

организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных
классах и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы
до 6 лет.
Учебный

предмет

«Мир

природы

и

человека»

включен

в

образовательную область «Естествознание».
Программа

является

начальным

звеном

формирования

естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся
понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Обязательным является организация и расширение повседневных
социальных контактов, включение специальных технологий, методов и
приемов

коррекционно-развивающего

направления,

особое

структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к
целенаправленному

развитию

эмоционально-личностной

сферы

и

коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а
также применение как общих, так и специальных методов и приемов
обучения.
Система

педагогических

мер,

направленных

на

исправление,

ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с
ОВЗ в данной программе планируется через:
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения
знаний, умений и навыков обучающимся с РАС с учетом темпа учебной
работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение

индивидуального

темпа

обучения

и

продвижения

в

образовательном пространстве для обучающегося с РАС;
4

-

профилактику

и

коррекцию

социокультурной

и

школьной

дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
и сформированности социальной компетенции обучающегося, уровня и
динамики его психофизического развития;
обеспечение

непрерывного

учебнопознавательной

деятельности

-

контроля

за

становлением

обучающегося

с

РАС,

продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянную помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и
умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянную актуализацию знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
-

развитие

и

отработку

средств

коммуникации,

приемов

конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого
поведения;
-

педагогическую

поддержка,

направленную

на

формирование

способности к самостоятельной организации собственной деятельности и
осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и школы (сотрудничество с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
5

- использование современных педагогических технологий: игровой
технологии,

технологии

сотрудничества,

педагогической

поддержки,

деятельностного подхода, проектной технологии и приёмов коррекционно развивающего обучения.
Коррекционная направленность
1. Максимальное внимание к развитию аналитико-синтетической
деятельности развитию речемыслительной деятельности.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения
представления об окружающей действительности.
3. Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения
создавать текст (связно выражать свои мысли, точно и разнообразно
употреблять слова, говорить внятно и выразительно).
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной
жизни человека и общества;
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм;
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и
социума;
- Человечество как многообразие народов;
- Экологическое воспитание;
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов
России;
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности;
- Здоровый образ жизни;
- Ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
6

4. Формирование навыков учебной работы. Содержание курса имеет
концентрическое строение, отражающее последовательное расширение
области изучения. Такая структура позволяет соблюдать необходимую
постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие
условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков,
для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний,
проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного
совершенствования универсальных учебных действий.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о
живой

и

неживой

природе;

понимание

простейших

взаимосвязей,

существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в
современном обществе.
Задачи:
-

развивать познавательные способности;

-

выработать у детей правильное, осмысленное представление об

изучаемых предметах и явлениях;
-

учить познавать свойства и качества предметов;

-

учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;

-

воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Рабочая

программа

учебного

предмета

адаптирована

и

предполагает внесение изменений:
- по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания
программы, учитывая особенности контингента обучающихся;
- в порядок изучения разделов программы, что предполагает увеличение
количества времени отводимых на изучения сложных тем курса;
- включение контрольно-измерительных материалов в соответствии с
нормами их проведения;
- обозначения эффективных педагогических технологий.
Структура документа
7

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку,
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном
учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов
по разделам курса и планируемые результаты оканчивающих начальную
школу; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном
формирования
формирования

естествоведческих
у

учащихся

знаний,
умений

пропедевтическим
наблюдать,

этапом

анализировать,

взаимодействовать с окружающим миром.
Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что он,
имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие,

обществоведческие,

исторические

знания

и

даёт

обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших
взаимосвязях.
При работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
первоначально необходимо определить соответствие уровня знаний, умений,
навыков по предмету требованиям примерной программы.
При оценке знаний, умений и навыков следует опираться на требования
программы предыдущего года обучения, а также описывать конкретные
проблемы по предмету. Программа направлена на достижение планируемых
результатов

и

реализацию

программы

формирования

универсальных

учебных действий.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его
тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью
8

его семьи. Персонификация образовательного процесса позволяет не только
добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных
навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка
личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета в 1 (дополнительном) классе первого года
обучения отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
На изучение предмета в 1 (дополнительном) классе второго года
обучения отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели).
На изучение предмета в 1 классе отводится 2 часа в неделю, курс
рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
На изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
На изучение предмета в 3 классе отводится 1 час в неделю, курс
рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
На изучение предмета в 4 классе отводится 1 часа в неделю, курс
рассчитан на 34 часов (34 учебные недели).
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
«Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения
(дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП
следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения
в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей,

9

игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая
природа (в том числе растения, животные, человек ), безопасное поведение.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую
структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир
природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения
образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки
обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном
обществе.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества;
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм;
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине,
к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- Человечество как многообразие народов;
- Экологическое воспитание;
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,
залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России;
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности; -Здоровый образ жизни;
- Ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на
основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
10

Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических
умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные
результаты

обучающихся

данной

категории

не

являются

основным

критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки,
взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1-ые дополнительные классы
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления;
11

- называть 2-3 комнатных растений;
- называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 комнатных растения
- различать овощи и фрукты;
- различать домашних и диких животных;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать времена года.
1 класс
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления;
- называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;
- называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 комнатных растения, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать времена года.
2 класс
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления живой и неживой природы,
окружающего мира;
- различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
12

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма
пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 3-4 комнатных растений, их части, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид,
называть место обитания;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года;
- знать основные правила безопасного поведения.
3 класс
Минимальный уровень:
- относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее
животное);
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе
(фрукты; птицы; зимняя одежда);
- знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его
выполнения;
- знать основные правила личной гигиены;
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
Достаточный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований

для

классификации

(волк

―

дикое

животное,

зверь

(млекопитающее), животное, санитар леса);
- знать правила гигиены органов чувств;
13

-

проявлять активность в организации совместной деятельности и

ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
4 класс
Минимальный уровень:
- иметь представления о назначении объектов изучения;
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые
понятия);
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
- знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
- знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной
жизни;
- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать зимующих птиц;
- составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице
в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
14

- развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;
- знать отличительные существенные признаки групп объектов;
- знать правила гигиены органов чувств;
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
- быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
- отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать
свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
- проявлять активность в организации совместной деятельности и
ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
- выполнять доступные природоохранительные действия;
- быть готовыми к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1-ые (дополнительные) классы
Сезонные изменения
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Календарь.

15

Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Признаки времен года.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Дни недели. Неделя и
месяц.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года.
Сад, огород.
Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку.
Игры детей в разные сезоны года.
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение.
16

Живая природа.
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Внешний вид.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни.
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям.
Человек
Мальчик и девочка.
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена рук (мытье).
Транспорт Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы).
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
17

по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
1 класс
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток на циферблате часов.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных.
18

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку.
Игры детей в разные сезоны года. Предупреждение
заболеваний,

гриппа,

травм

в

связи

с

сезонными

простудных
особенностями

(похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место
произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление
в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Значение растений в природе.
Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди.
19

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой и т.п.
Человек
Мальчик и девочка.
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена

полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).

Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Гигиена

органов

чувств.
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Личная гигиена
(умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек –

член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.

Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда,
обувь, бытовая техника или др.), книжный).
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
20

троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.

Правила

поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Столица. Флаг, Герб, Гимн России.
Президент России.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит).
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
2 класс
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
21

изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток на циферблате часов.
Сезонные изменения в неживой природе.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку.
Игры детей в разные сезоны года. Предупреждение
заболеваний,

гриппа,

травм

в

связи

с

сезонными

простудных
особенностями

(похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
22

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.

Внешний

вид.

Значение

в

природе.

Использование

человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход
за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
23

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.

Профессии людей

ближайшего окружения ребенка
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
24

троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.

Транспорт

междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина -Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Праздники
нашей страны.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика

простуд.

Профилактика

вирусных

заболеваний.

Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений
врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание,
отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из

поликлиники. Случаи обращения в

больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит).
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила

безопасного

использование

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса.

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),

электричеством, газом (на кухне).
25

3 класс
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое –маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
26

и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности
Предупреждение

и городе в разное время года.

простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с

сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается
Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
27

способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.

Внешний

вид.

Значение

в

природе.

Использование

человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход
за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение
к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена

полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).
28

Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг..
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.

Профессии людей

ближайшего окружения ребенка.
Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения
в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.

Транспорт

междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие

национальности.

Национальные

костюмы.

Россия

–

многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
29

заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной

(постельный

режим,

соблюдение

назначений

врача)

и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила

безопасного

использование

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса.

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),

электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
4 класс
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
30

человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в
сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень -начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток.
Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и
сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое –маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи,
покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание
и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для
гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные
в разное время года.
31

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности
Предупреждение

и городе в разное время года.

простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с

сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва.
Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о
Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается
Земля.
Живая природа
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания.

Внешний

вид.

Значение

в

природе.

Использование

человеком.
32

Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение:
части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход
за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка,
изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для
гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой
человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена

полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье).

Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни
человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы.
Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные
33

вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.

Профессии людей

ближайшего окружения ребенка.
Профессии людей.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.

Транспорт

междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг,
Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые
другие

национальности.

Национальные

костюмы.

Россия

–

многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей
страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной

(постельный

режим,

соблюдение

назначений

врача)

и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
34

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка
на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном
транспорте.
Правила

безопасного

использование

учебных

принадлежностей,

инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки
класса.

Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),

электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 –ые дополнительные классы
Раздел

№
п/п
1 Сезонные изменения в природе
Осень
Зима
Весна
Лето
2 Неживая природа
3 Живая природа
Растения
Животные
Человек
Всего

№
п/п
1 Сезонные изменения

1 класс
Раздел

Кол-во
часов
24
6
6
6
6
15
20
5
5
10
66

Кол-во
часов
18
35

2
3

Осень
Зима
Весна
Лето
Неживая природа
Живая природа
Растения
Животные
Человек
Всего

5
5
5
3
8
40
11
11
18
66
2 класс

№
п/п
1 Сезонные изменения
Осень
Зима
Весна
Лето
2 Неживая природа
3 Живая природа
Растения
Животные
Человек
Всего

Раздел

Кол-во
часов
12
3
3
3
3
4
18
8
5
5
34

3 класс
№
п/п
1 Сезонные изменения
Осень
Зима
Весна
Лето
2 Неживая природа
3 Живая природа
Растения
Животные
Человек
Всего

Раздел

Кол-во
часов
11
3
3
2
4
4
19
7
5
7
34
36

№
п/п
1 Сезонные изменения
Осень
Зима
Весна
Лето
2 Неживая природа
3 Живая природа
Растения
Животные
Человек
Безопасное поведение
Всего

4 класс
Раздел

Кол-во
часов
9
2
3
2
2
4
21
6
5
6
4
34

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Учебно - методическое обеспечение
 Учебник "Мир природы и человека" 1 класс (в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина,
М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2017;
 Учебник "Мир природы и человека" 2 класс (в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина,
М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2018;
 Учебник "Мир природы и человека" 3 класс (в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина,
М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2018;
 Учебник "Мир природы и человека" 4 класс (в 2-х частях), Н.Б.Ярочкина,
М.А. Попова, Москва "Просвещение", 2018
1. Демонстрационный материал «Весна -лето», «Зима-осень», ООО ИПК
«Панорама», 2012
2. Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд.
«Школьная пресса», 2007 год.
37

3. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром».
Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2017.
4. Дидактические карточки «Овощи и фрукты». Издательство ООО
«Маленький Гений» - Пресс, 2017.
5. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО
«Маленький Гений» - Пресс, 2017.
6. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство
ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2017.
12. Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие
животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена
года, ягоды.
13. Термометр.
14. Набор муляжей овощей и фруктов.
15. Электронные образовательные ресурсы
16. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,
ламинатор
9. ИСТОЧНИКИ
1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта общего образования для обучающихся с ОВЗ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего

образования

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

38

программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
4.

Примерные

адаптированные

основные

общеобразовательные

программы образования обучающихся с расстройством аутистического
спектра.
6. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ
по разработке рабочих программ.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
25.12.2013 г. № 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН
2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения

и

осуществляющих
основным

воспитания

в

образовательную

общеобразовательным

общеобразовательных
деятельность
программам

по
для

организациях,
адаптированным

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья».
9. Локальные акты образовательного учреждения.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».