Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕIЦЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ОВДЕРАЦИИ
министерство образования и молодежной политики Свердловской области
городского округа ((город Ирбит>> Свердловской области

МАоУ
РАССМОТРЕНО

<

августа 2024 г

от

<<29>

августа 2024

s

Адамбаева Л.А

дOку

l

-од
2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета <<Физическая культура>>
для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями )
(вариант 1)
для обучающихся 1-4 классов

г Ирбит, 2024

t

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для школьников
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и требованиями АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
Рабочая программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
занимающихся
инклюзивно
в
основной
общеобразовательной школе, разработана на основе рабочей программы основного общего
образования по Физической культуре. Данная программа сохраняет основное содержание
образования общеобразовательной школы по предмету, но отличается коррекционной
направленностью обучения и планируемыми результатами освоения предметного
содержания по Физической культуре. Это обусловлено особенностями усвоения учебного
материала детьми, имеющими интеллектуальные нарушения и испытывающими стойкие
трудности в обучении. При адаптации программы основное внимание обращено на
овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема
теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов, материалов
обзорного, ознакомительного характера.
В силу своих особенностей, данная категория детей испытывает трудности в усвоении
учебного материала. Исходя из контингента обучающихся при организации образовательной
деятельности используются коррекционно-развивающие технологии, разнообразные методы
и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцент делается на наглядных и
практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы,
репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития
мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и др.
В основу разработки программы по учебному предмету для обучающихся с легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход в реализации данной программы с обучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования
с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовательной
деятельности является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования.
В контексте разработки рабочей программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
1

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
В курс учебного предмета в начальной школе МАОУ «Школа № 5» обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие
принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
-принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей;
-принцип практической направленности, предполагающий установление тесных
связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;
формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико
ориентированных задач;
-принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий,
адекватных способов поведения в разных социальных средах;
-онтогенетический принцип;
-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
-принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями
и учебными предметами, входящими в их состав;
-принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
-принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
-принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
-принцип сотрудничества с семьей.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в

2

процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического
развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и
физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для
освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических
упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических
сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне начального общего
образования составляет – 270 часов: в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю), во 2 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2
часа внеделю).
1. Основное содержание учебного предмета
Для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) основное содержание в адаптированной рабочей программе по
Физической культуре выделенное курсивом носит ознакомительный характер и не
требует от ученика обязательного полного усвоения.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная
подготовка», «Игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
― беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
― выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
― выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
3

― самостоятельное выполнение упражнений;
― занятия в тренирующем режиме;
― развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения
человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых
соревнований. Особенности физической культуры разных народов. Её связь с природными,
географическими особенностями, традициями и обычаями народа. Связь физической
культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и
развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных
физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на
спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно­оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений
для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений
осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно­оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы. Строевые
действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражненияв группировке; перекаты;
стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в
исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в
упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев
4

кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев,
кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах,
согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через
вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой.
Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами
лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с
ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений;
челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в
длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Плавание. Занятия по плаванию, в связи с отсутствием условий ограничиваются
теоретическим материалом. Техника безопасности. Основные меры безопасности при
купании в открытых водоемах. Подводящие упражнения. Основные способы плавания:
кроль на груди и спине, брас.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,
ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на
выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча;
подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину;
подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры
на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,
глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках
на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой,
скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у
гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя
максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные
комплексы по развитию гибкости.

5

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение
с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по
гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и
длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на
переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и
лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий,
включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов;
комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными
движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией
равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на
другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом,
бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой;
виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на
контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в
движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для
укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки
и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и
дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические
палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением
на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на
коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на
руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую
скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках(с продвижением вперёд поочерёдно
на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки
вверхвперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска
партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре;
пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на
месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной
скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки
в
максимальном
темпе;
ускорение
из
разных
исходных
положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных
исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,
чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6минутный
бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное
преодоление препятствий (15—20 см);передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе,
по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и
двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку,
снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузокв горку; прыжки в высоту на
месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым

6

и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по
разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз
тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрёх шагов; спуск с горы
с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой
стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в
чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями;
прохождение тренировочных дистанций.
3. Планируемые результаты
Рабочая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» обеспечиваются
условия для достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) следующих личностных и предметных результатов.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
7

результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по варианту программы.
Минимальный уровень:
-представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
-выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
-знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их
применение;
-выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении
строевых команд;
-представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;
подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
-взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,
элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
-знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
-практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
-самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
-владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития
мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
-выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя:
бег, ходьба, прыжки и др.;
-подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
-совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
-оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
-знание спортивных традиций своего народа и других народов;
-знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах
двигательной активности и их применение в практической деятельности;
-знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных
правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
-знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в
повседневной жизни;
-соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.

8

4. Учебно-тематическое планирование учебного курса - 207часа
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей:
базовой и вариативной (дифференцированной).
Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной
подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана
с учетом индивидуальных способностей обучающихся, с учетом местных особенностей
работы школы.
Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности
учащихся

1

2

3

Знания о физической культуре
Физическая культура
Физическая культура как система
разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по
укреплению здоровья человека.

Понятие о физической культуре.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье,
ползание, ходьба на лыжах как
жизненно важные способы
передвижения человека.
Правила предупреждения
травматизма во время занятий
физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор
одежды, обуви и инвентаря

Определять и кратко
характеризовать физическую
культуру как занятия физическими
упражнениями, подвижными и
спортивными играми.
Выявлять различие в основных
способах передвижения человека.

Основные способы передвижения
человека.

Профилактика травматизма

Определять ситуации, требующие
применения правил предупреждения
травматизма.
Определять состав спортивной
одежды в зависимости от времени
года и погодных условий

Из истории физической культуры
История развития физической
культуры и первых соревнований.
Связь физической культуры с
трудовой и военной деятельностью

Возникновение первых
соревнований. Зарождение
Олимпийских игр.
Особенности физкультуры
разных народов. Её связь с
природными, географическими
особенностями, традициями и
обычаями народа.

Пересказывать тексты по истории
физической культуры.
Понимать и раскрывать связь
физической культуры с трудовой и
военной деятельностью человека

Зарождение физической культуры
на территории Древней Руси.
Развитие в России в XVII-XIX вв.
Физические упражнения

9

Физические упражнения, их
влияние на физическое развитие и
развитие физических качеств.

Представление о физических
упражнениях.

Характеристика основных
физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости
и равновесия.

Представление о физических
качествах.

Физическая подготовка и ее связь с
развитием основных физических
качеств.

Общее представление о
физическом развитии.

Физическая нагрузка и ее влияние
на повышение частоты сердечных
сокращений

Общее представление о
физической подготовке.
Что такое физическая нагрузка.
Правила контроля за нагрузкой по
частоте сердечных сокращений

Различать упражнения по
воздействию на развитие основных
физических качеств (сила, быстрота,
выносливость).
Характеризовать показатели
физического развития.

Характеризовать показатели
физической подготовки.

Выявлять характер зависимости
частоты сердечных сокращений от
особенностей выполнения
физических упражнений

Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия
Составление режима дня.

Режим дня и его планирование.

Выполнение простейших
закаливающих процедур,
оздоровительных занятий в режиме
дня (утренняя зарядка,
физкультминутки), комплексов
упражнений для формирования
правильной осанки и развития
мышц туловища, развития
основных физических качеств

Утренняя зарядка, правила ее
составления и выполнения.
Физкультминутки, правила их
составления и выполнения.

Составлять индивидуальный режим
дня.
Отбирать и составлять комплексы
упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток.

Закаливание и правила
проведения закаливающих
процедур.
Осанка и комплексы упражнений
по профилактике ее нарушения.
Комплексы упражнений для
развития физических качеств

Оценивать свое состояние
(ощущения) после закаливающих
процедур.
Составлять комплексы упражнений
для формирования правильной
осанки.
Моделировать комплексы
упражнений с учетом их цели: на
развитие силы, быстроты,
выносливости

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью
Измерение длины и массы тела,
показателей осанки и физических
качеств.

Измерение показателей
физического развития.
Измерение показателей развития
физических качеств.

Измерять индивидуальные
показатели длины и массы тела,
сравнивать их со стандартными
значениями.
Измерять показатели развития

10

Измерение частоты сердечных
сокращений во время выполнения
физических упражнений

Измерение частоты сердечных
сокращений

физических качеств.
Измерять частоту сердечных
сокращений

Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение
подвижных игр (на спортивных
площадках и в спортивных залах)

Игры и развлечения в зимнее
время года.

Общаться и взаимодействовать в
игровой деятельности.

Игры и развлечения в летнее
время года.

Организовывать и проводить
подвижные игры с элементами
соревновательной деятельности

Подвижные игры с элементами
спортивных игр
Народные подвижные игры
Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы общеразвивающих
упражнений без предметов; с
предметами.

Оздоровительные формы занятий.

Выполнять

Комплексы общеразвивающих
упражнений на развитие основных
физических качеств, в том числе
входящих в программу ВФСК
«ГТО».

Развитие физических качеств.

комплексы упражнений для
оздоровительных форм занятий
физической культурой без предметов
(с предметами, в том числе входящих
в программу ВФСК «ГТО»

Профилактика утомления

Моделировать физические нагрузки
для развития основных физических
качеств.
Осваивать универсальные умения
контролировать величину нагрузки по
частоте сердечных сокращений при
выполнении упражнений на развитие
физических качеств.
Осваивать навыки по
самостоятельному выполнению
упражнений дыхательной гимнастики
и гимнастики для глаз

Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы.
Строевые действия в шеренге и
колонне; выполнение строевых
команд.
Акробатические упражнения.
Упоры; седы; упражнения в
группировке; перекаты; стойка на
лопатках; кувырки вперед и назад;

Движения и передвижения
строем.

Осваивать универсальные умения,
связанные с выполнением
организующих упражнений.
Различать и выполнять строевые
команды: «Смирно!», «Вольно!»,
«Шагом марш!», «На месте!»,
«Равняйсь!», «Стой!».
Описывать технику разучиваемых

11

гимнастический мост.

Акробатика.

Акробатические комбинации.
Например:

акробатических упражнений.
Осваивать технику акробатических
упражнений и акробатических
комбинаций.

1) мост из положения лежа на
спине, опуститься в исходное
положение, переворот в положение
лежа на животе, прыжок с опорой
на руки в упор присев;

Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах
при разучивании акробатических
упражнений.

2) кувырок вперед в упор присев,
кувырок назад в упор присев, из
упора присев кувырок назад до
упора на коленях с опорой на руки,
прыжком переход в упор присев,
кувырок вперед.

Выявлять характерные ошибки при
выполнении акробатических
упражнений.
Осваивать универсальные умения
контролировать величину нагрузки по
частоте сердечных сокращений при
выполнении упражнений на развитие
физических качеств.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
акробатических упражнений.
Проявлять качества силы,
координации и выносливости при
выполнении акробатических
упражнений и комбинаций.
Описывать технику гимнастических
упражнений на снарядах.
Осваивать технику гимнастических
упражнений на спортивных снарядах.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах
при разучивании и выполнении
гимнастических упражнений.
Выявлять и характеризовать
ошибки при выполнении
гимнастических упражнений.
Проявлять качества силы,
координации и выносливости при
выполнении гимнастических
упражнений и комбинаций.

Упражнения на низкой
гимнастической перекладине: висы,
перемахи.
Гимнастическая комбинация.
Например, из виса стоя присев
толчком двумя ногами перемах,
согнув ноги, в вис сзади

Снарядная гимнастика.

Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
гимнастических упражнений.
Описывать технику гимнастических
упражнений прикладной
направленности.

12

согнувшись, опускание назад в вис
стоя и обратное движение через вис
сзади согнувшись со сходом вперед
ноги.

Осваивать технику физических
упражнений прикладной
направленности.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах
при разучивании и выполнении
гимнастических упражнений.

Опорный прыжок: с разбега через
гимнастического козла.

Гимнастические упражнения
прикладного характера.
Передвижение по гимнастической
стенке. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья и
перелезания, переползания,
передвижение по наклонной
гимнастической скамейке

Прикладная гимнастика

Выявлять характерные ошибки при
выполнении гимнастических
упражнений прикладной
направленности.
Проявлять качества силы и
координации при выполнении
упражнений прикладной
направленности.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
гимнастических упражнений
прикладной направленности

Легкая атлетика
Беговые упражнения: с высоким
подниманием бедра, прыжками и с
ускорением, с изменяющимся
направлением движения, из разных
исходных положений; челночный
бег; высокий старт с последующим
ускорением.

Беговая подготовка.

Описывать технику беговых
упражнений.
Выявлять характерные ошибки в
технике выполнения беговых
упражнений.
Осваивать технику бега различными
способами.
Осваивать универсальные умения
контролировать величину нагрузки по
частоте сердечных сокращений при
выполнении беговых упражнений.
Осваивать универсальные
умения по взаимодействию в парах и
группах при разучивании
и выполнении беговых упражнений.
Проявлять качества силы, быстроты,
выносливости и координации при
выполнении беговых упражнений.

Прыжковые упражнения: на
одной ноге и двух ногах на месте и
с продвижением; в длину и высоту;

Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
беговых упражнений.
Прыжковая подготовка.

Описывать технику прыжковых

13

спрыгивание и запрыгивание;
прыжки со скакалкой.

упражнений.
Осваивать технику прыжковых
упражнений.
Осваивать универсальные умения
контролировать величину нагрузки по
частоте сердечных сокращений при
выполнении прыжковых упражнений.
Выявлять характерные ошибки в
технике выполнения прыжковых
упражнений.
Осваивать универсальные умения по
взаимодействию в парах и группах
при разучивании и выполнении
прыжковых упражнений.
Проявлять качества силы, быстроты,
выносливости и координации при
выполнении прыжковых упражнений.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
прыжковых упражнений.
Описывать технику бросков
большого набивного мяча.
Осваивать технику бросков
большого мяча.
Соблюдать правила техники
безопасности при выполнении
бросков большого набивного

Броски: большого мяча (1 кг) на
дальность разными способами.
Метание: малого мяча в
вертикальную цель и на дальность

мяча.
Броски большого мяча.

Метание малого мяча

Проявлять качества силы, быстроты
и координации при выполнении
бросков большого мяча.
Описывать технику метания малого
мяча.
Осваивать технику метания малого
мяча.
Соблюдать правила техники
безопасности при метании малого
мяча.
Проявлять качества силы, быстроты
и координации при метании малого
мяча

14

Лыжные гонки
Передвижение на лыжах разными
способами.

Лыжная подготовка.

Моделировать технику базовых
способов передвижения на лыжах.
Осваивать универсальные умения
контролировать скорость
передвижения на лыжах по частоте
сердечных сокращений.
Выявлять характерные ошибки в
технике выполнения лыжных ходов.

Повороты; спуски; подъемы;
торможения

Технические действия на лыжах

Проявлять выносливость при
прохождении тренировочных
дистанций разученными способами
передвижения.
Применять правила подбора одежды
для занятий лыжной подготовкой.
Объяснять технику выполнения
поворотов, спусков и подъемов.
Осваивать технику поворотов,
спусков и подъемов.
Проявлять координацию при
выполнении поворотов, спусков и
подъемов

Подвижные и спортивные игры
На материале гимнастики с
основами акробатики: игровые
задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и
координацию.
На материале легкой атлетики:
прыжки, бег, метание и броски;
упражнения на координацию,
выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки:
эстафеты в передвижениях на
лыжах, упражнения на
выносливость и координацию.

Подвижные игры.

Осваивать универсальные умения в
самостоятельной организации и
проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия
проведения подвижных игр.

Спортивные игры.

Осваивать двигательные действия,
составляющие содержание
подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и
группах при выполнении технических
действий в подвижных играх.
Моделировать технику выполнения
игровых действий в зависимости от
изменения условий и двигательных
задач.
Принимать адекватные решения в
условиях игровой деятельности.

На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и

Осваивать универсальные умения
управлять эмоциями в процессе

15

катящемуся мячу; остановка мяча;
ведение мяча; подвижные игры на
материале футбола.

учебной и игровой деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во
время подвижных игр.

Баскетбол: специальные
передвижения без мяча; ведение
мяча; броски мяча в корзину;
подвижные игры на материале
баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча;
подача мяча; прием и передача
мяча; подвижные игры на
материале волейбола.

Соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности во время
подвижных игр.
Описывать разучиваемые
технические действия из спортивных
игр.
Общефизическая подготовка

Осваивать технические действия из
спортивных игр.
Моделировать технические действия
в игровой деятельности.

Общеразвивающие упражнения из
базовых видов спорта

Взаимодействовать в парах и
группах при выполнении технических
действий из спортивных игр.
Осваивать универсальные умения
управлять эмоциями во время
учебной и игровой деятельности.
Выявлять ошибки при выполнении
технических действий из спортивных
игр.
Соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности.
Осваивать умения выполнять
универсальные физические
упражнения.
Развивать физические качества
Плавание (4ч)

Сведения
плаванием
плавания
Сведения
санитарии;

о значении занятий
для здоровья. Способы
и их особенности.
о личной гигиене и

Правила поведения в бассейне (в
душе, раздевалке, на воде).
Правила безопасности на водоеме,
при катании на лодках, при
передвижении
по-осеннему,
весеннему льду.
Подводящие упражнения :

Плавание

Определять ситуации, требующие
применения правил предупреждения
травматизма в воде.
Описывать технику подводящих
упражнений.
Знать и применять правила личной
гигиены и санитарии, а также правила
безопасности в бассейне и в
повседневной жизни.
Применять и пропагандировать
среди сверстников правила
безопасности на водоеме, при катании

16

вхождения в воду; упражнения для
освоения способов плавания(кроль,
брас, баттерфляй )

на лодках, при передвижении поосеннему, весеннему льду
Знать и при необходимости
применять правила оказания помощи
тонущему.

Оказание помощи тонущему и
способы его транспортировки

3.1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
1 КЛАСС - 66 часа (33 уч. н./2часа)
№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

4

2

Легкая атлетика

22

3

Гимнастика с основами акробатики

16

4

Подвижные игры, элементы спортивных игр

12

5

Лыжные гонки

12

Итого

66
2 КЛАСС - 68часа (34 уч. н./2часа)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

6

2

Легкая атлетика

22

3

Гимнастика с основами акробатики

16

4

Подвижные игры, элементы спортивных игр

12

5

Лыжные гонки

12

Итого

68

17

3 КЛАСС - 68часа (34 уч. н./2часа)
№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

6

2

Легкая атлетика

22

3

Гимнастика с основами акробатики

14

4

Подвижные игры, элементы спортивных игр

12

5

Лыжные гонки

12

6

Плаванье

2
68

Итого

4 КЛАСС - 68часа (34 уч. н./2часа)
№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

5

2

Легкая атлетика

22

3

Гимнастика с основами акробатики

15

4

Подвижные игры, элементы спортивных игр

12

5

Лыжные гонки

12

6

Плаванье

2

Итого

68

18

5. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
образовательной деятельности по предмету.
Для характеристики количественных показателей используются следующие
обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух
учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек.
Наименование
объектов и средств
материальнотехнического

Необходимое
кол-во

Наличие

Сроки

обновлени
я

Примечания

обеспечения

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
ФГОС НОО (с
изменениями и
дополнениями)

Д

Примерная основная
образовательная

Д

программа (от
08.04.2015)

Авторские учебные
программы НОО по
физической культуре

Примерная программа
по физической

имеется

имеется

По мере

принятия

изменений
По мере

принятия

Д

имеется

Обновляемый электронный
ресурс

Д

имеется

Обновляемый электронный
ресурс

Д

имеется

Обновляемый электронный
ресурс

образования по
физической культуре

Учебник по
физической
культуре

Дидактические
материалы по
основам разделам
и темам учебного
предмета
«Физическая
культура»
Научно-популярная
и художественная

Обновляемый электронный
ресурс

изменений

культуре начального
общего

Авторские рабочие
программы по
физической культуре

Обновляемый электронный
ресурс

К

По плану
имеется

Г

Д

Планируется к
разработке

имеется

В библиотечный фонд
входят комплекты
учебников, рекомендуемых
или допущенных
Министерством образования
и науки
Российской Федерации
Комплекты разноуровневх
тематических заданий,
дидактических карточек.

В составе библиотечного

19

литература по
физической
культуре,спорту,
Олимпийскому
движению
Методически
издания по
физической
культуре для
учителей

фонда

Д

Методические пособия и
рекомендации

имеется

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
имеется

Таблицы по
стандартам
физического
развития и
физической
подготовленности
Плакаты
методические

Д

Д

Планируется
приобрести

Портреты
выдающихся
спортсменов,
деятелей
физической
культуры спорта
иОлимпийского
движения

Д

Планируется
приобрести

Видеофильмы по
основным разделам и
темам учебного
предмета «Физическая
культура»

Д

Аудиозаписи

Д

Телевизор

Д

Видеомагнитофон с
комплектом
видеокассет

Д

Аудио-центр с
системой
озвучивания

Д

1 раз в 4
года

«Физическая культура в
школе»
ЦОР

Комплекты плакатов по
методике обучения
двигательным действиям,
гимнастическим комплексам,
общеразвивающимикорригир
ующим упражнениям
Обновляемый электронный
ресурс

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
электронный ресурс
имеется

Для проведения
гимнастических комплексов,
обучения танцевальным
движениям; проведения
спортивных соревнований и
физкультурных праздников
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Телевизор не менее 72 см по
имеется
диагонали Входит в
материально-техническое
обеспечение
образовательного учреждения
Планируется
приобрести

имеется

Аудио-центр с возможностью
использования аудио-дисков,
CD R, CD RW, МРЗ, а также

20

спортивных залов и
площадок

магнитных записей

Радиомикрофон
(петличный)

Мегафон
Мультимедийный
проектор

Принтер лазерный
Сканер

Д

Д

Д

Д

Планируется
приобрести

имеется

имеется

Д

имеется

Копировальный
аппарат
Цифровая
видеокамера

Д

имеется

Д

имеется

Цифровая
фотокамера

Д

имеется

Мультимедиапроек
тор
Интерактивная
доска

Д

имеется

Д

имеется

Гимнастика

Г

Бревно
гимнастическое
напольное

Г

Бревно
гимнастическое
высокое
Козел
гимнастический

Г

Перекладина
гимнастическая

Тех. требования: графическая
операционная система,
привод для чтения-записи
компакт дисков, аудио-видео
входы/выходы,возможность
выхода в ИнтернетС пакетом
прикладных программ
(текстовых, табличных,
графических и
презентационных).
Входит в материальнотехническое обеспечение
образовательного
учреждения
(расположение
Входит в материальнотехническое обеспечение
образовательного
учреждения (расположение

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Стенка
гимнастическая

Конь
гимнастический

Входит в материальнотехническое
обеспечение образовательного
учреждения (расположение:
актовый зал)

Г
Г
Г

имеется
Планируется
приобрести

Планируется
приобрести
Планируется
приобрести
Планируется
приобрести

21

Канат для лазания,
с
механизмомкрепле
ния
Мост
гимнастический
подкидной

Г

имеется

Г

имеется

Скамейка
гимнастическая
жесткая
Комплект
навесного
оборудования

Г

2020

Планируется
приобрести

Коврик
гимнастический

Станок
хореографический
Акробатическая
дорожка

Г

Планируется
приобрести

К

Планируется
приобрести

Г
Г

Маты
гимнастические

Г

Мяч набивной (1
кг, 2кг, 3 кг)
Мяч малый
(теннисный)
Скакалка
гимнастическая
Мяч малый
(мягкий)

Планируется
приобрести
Имеется
6 шт.

Г

имеется

К

имеется

К

имеется

К

Планируется
приобрести

Палка
гимнастическая

К

Планируется
приобрести

Обруч
гимнастический

К

Коврики
массажные

Г

Секундомер настенный
с защитнойсеткой

Д

Пылесос

Д

Сетка для переноса
малых мячей
Планка для прыжков в
высоту

Д
Д

имеется
Планируется
приобрести
Планируется
приобрести
Планируется
приобрести

В комплект входят:
перекладина, брусья,
мишени для метания

2021
2020

2021

2020

Для влажной уборки
зала и спортивного
инвентаря
Входит в материальнотехническое обеспечение
образовательного
учреждения

имеется

22

Стойки для прыжков в
высоту
Флажки разметочные
на опоре
Лента финишная

Г

Планируется
приобрести
Планируется
приобрести
Планируется
приобрести

Д

Дорожка разметочная
для прыжков в длину с
места
Рулетка
измерительная (10м;
50м)
Номера нагрудные
Лыжный комплекты
Комплект щитов
баскетбольных с
кольцами и сеткой
Шиты баскетбольные
навесные с
кольцами и сеткой
Мячи баскетбольные
Сетка для переноса и
хранения б/ мячей
Жилетки игровые с
номерами
Стойки волейбольные
универсальные
Сетка волейбольная
Мячи волейбольные
Сетка для переноски и
хранения
в/мячей
Табло перекидное

имеется

Д

Г
Д

Планируется
приобрести
Г
К
Д

Аптечка медицинская
Доскааудиторная с
магнитной

Г
Д

имеется

Д
Д
Д

Жилетки игровые с
номерами
Ворота для минифутбола
Сетка для ворот
мини-футбола
Мячи футбольные
Номера нагрудные
Компрессор для
накачивания мячей
Тонометр
автоматический
Весы медицинские с
ростомером

имеется

Д

Г
Д

Имеется 3 м,5 метровые

2019

Обновить и дополнить

приобрести

Г

Г

д

Планируется
приобрести
имеется
Планируется

2019

Планируется
приобрести
Планируется
приобрести
имеется
имеется
имеется

2019
2022

2020
2022

Планируется
приобрести
Планируется
приобрести

Д
Г
Г
Д

имеется
Планируется
приобрести
имеется

Д

имеется

Д

имеется

Д
Д

имеется
имеется

2019

ежегодно

Входит в материальнотехническое
обеспечение
образовательного
учреждения
(мед.кабинет)
Входит в материальнотехническое

23

поверхностью
СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ
имеется

Спортивный зал
игровой
Спортивный зал
гимнастический
Зоны рекреации

отсутствует
отсутствует

Кабинет учителя

Подсобное
помещение для
хранения
инвентаря и
оборудования
Легкоатлетическая
дорожка
Сектор для прыжков в
длину
Сектор для прыжков в
высоту
Игровое поле для
футбола (минифутбола)
Площадка игровая
баскетбольная
Площадка игровая
волейбольная
Гимнастический
городок
Полоса препятствий
Лыжная трасса

обеспечение
образовательного
учреждения

отсутствует

имеется

Для проведения
динамических пауз
(перемен)
Включает в себя: рабочий
стол, стулья, сейф,
шкафы книжные (полки),
шкаф для одежды
Включает в себя: стеллажи,
контейнеры

ПРИШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН (ПЛОЩАДКА)
Д
имеется
Имеется на прилегающей
территории
Д
имеется
Д

имеется

Д

имеется

Д

имеется

Д

имеется

Д

имеется

Д
Д

имеется
имеется

Прокладывается ежегодно
на прилегающейтеритории

24

Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от
19 декабря 2014 г. № 1599.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г.
Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
3.
Примерные адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
4. Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по разработке
рабочих программ.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования
и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
6. Методические рекомендации и письма МОиН РФ по контролю и оценке
результатов обучения в 1- 4 классах.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г.
№ 72 г. Москва «О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г.
№ 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
9. Локальные акты образовательного учреждения.
Интернет – источники
http://mscou119.ucoz.ru/FGOS_OVZ/4_1-i-2-varianty-aoop-uo-11-dekabrja-2015.pdf
https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/02/programma_fgos_chtenie.docx

25

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Приложение

При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, согласно рекомендациям врача: уровень физического развития,
двигательные возможности и последствия заболеваний учащихся (структура дефекта).
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание
благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное
выполнение:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
- как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
- как относится к урокам; - каков его внешний вид;
- соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен
напоминать об этом учащимся.
Критерии для оценивания физической культуры
Оценка «5» выставляется, если при выполнении упражнения допущены мелкие
ошибки.
Оценка «4» выставляется, если при выполнении упражнения допущено не более одной
значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3»выставляется, если допущены 2 значительные ошибки и несколько грубых.
При повторных выполнениях упражнений ученик может улучшить результат.
Оценка «2»выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения
является наличие грубых ошибок.
Примечания:
1. Мелкие ошибки - ошибки, не влияющие на качество и результат выполнения
упражнения:
- неточность отталкивания;
- нарушение ритма;
- неправильное исходное положение.
2. Значительные ошибки - ошибки, не вызывающие особого искажения структуры
движений, но влияющие на качество выполнения упражнения, хотя количественный
показатель ниже предполагаемого ненамного:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
-бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
3. Грубые ошибки - ошибки, искажающие технику движения, влияющие ни качество и
результат выполнения упражнения.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».